Семинар-практикум 5

Принципы природосообразности и культуросообразности педагогики в трудах классиков педагогики.

  1. Сравните характеристику принципа природосообразности в трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского: что общего и какие различия вы видите в этих высказываниях?

Я.А.Коменский: «Поскольку каждому близко к сердцу благо его потомства, а руководителям человеческих дел в политическом и церковном управлении – благополучие человеческого рода, постольку пусть все примут иеры\. Чтобы начинать насаждать, подрезать, орошать и разумно формировать небесные растения для достижения хороших успехов в науке, нравственности и благочестии» (Коменский Я.А. Антология гуманной педагогики. – М., 1996. – с. 74.).

И.Г. Песталоцци: «Независимо от сословия и положения человека, поистине хороший метод воспитания должен исходить из неизменных, вечных и всеобщих задатков и сил человеческой природы. Такой метод воспитания дает ребенку, не знающему, где ему голову преклонить, возможность усвоить и освоить исходные начала мышления, чувства и действия. Придерживаясь этой нити, ребенок будет в состоянии самостоятельно достичь общего развития своих сил и задатков» (Песталоцци И.Г. пед.соч. в 2-х т. – М., 1981. – с. 117.).

К.Д. Ушинский: «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и болезни среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные силы грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпнуть в самой природе человека средства воспитательного влияния, - а средства эти громадны!» (Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Т. 1. // Собр. Соч. в 11 т. Т. 8. – М.-Л., 1950. – С. 35-36).

  1. Сравните принцип культуросообразности в высказываниях А. Дистервега и К.Д. Ушинского: что общего и какие отличия вы видите в этих высказываниях?

А. Дистервег:»Всякое состояние культуры данного народа есть основа, базис, есть нечто данное и реальное, из которого развивается последующее состояние. Поэтому та ступень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет к нам требование, чтобы мы действовали сообразно с ней, если только хотим добиться положительных результатов. Иными словами, мы должны поступать культуросообразно» (Дистервег А. избр. Пед. Соч. – М., 1956. – С. 230).

К.Д. Ушинский: «Есть только одна общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью… воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа… Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию только остается черпать из этого богатого и чистого источника» (Ушинский К.Д О народности в общественном воспитании. // Собр. Соч. В 11 т. Т. 2. – М.-Л., 1948. – С.101).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: