Результаты исследования социального заказа на дополнительное образование со стороны старшеклассников и детей младшего и среднего школьного возраста

На сегодняшний день изучение и формирование социального заказа на дополнительное образование в общеобразовательных учреждениях становится все более актуальным. Нами было проведено исследование на социальный заказ дополнительного образования с использованием такого метода, как анкетирование (Приложение 5). В анкетировании приняли участие 6 человек (директор и администрация).

Целью данного анкетирования являлось:

1) изучить степень реализации социального заказа школы;

2) выявить проблемы, с которыми сталкиваются учителя в процессе формирования личности учащегося.

В результате исследования, мы выявили, что на вопрос анкеты «Что Вы понимаете под социальным заказом?», 84% руководителей ответили, что это «комплекс требований общества к школе»; 16% руководителей считает, что это «определенный набор профессий, являющихся приоритетными на сегодняшний день». По результатам, проведённого исследования, можно сказать, что большинство опрошенных в целом правильно определяют сущность социального заказа.

Гистограмма 1

На вопрос «Совпадает ли содержание социального заказа с реализуемыми в школе задачами формирования личности?», респонденты ответили следующим образом: 23% руководителей – «совпадает, но частично»; 67% руководителей – «да, совпадает». Администрация школы считает, что формирование личности в школе происходит в соответствии с современными требованиями.

Гистограмма 2

По данным, полученным в ходе исследования, руководителями школы установлены следующие качества личности, которые, по их мнению, необходимо формировать на современном этапе: это коммуникабельность, исполнительность и активность учащихся.

На вопрос, «Какие образовательные технологии используются Вами в школе?» были получены следующие данные: 42% руководителей отметили, что в школе применяются развивающее и объяснительно – иллюстративное обучение; 28% руководителей отметили, что в учебном процессе используются технологии проблемного и репродуктивного обучения; 10% отметили технологии исследовательского обучения и 20% отметили личностно – ориентированные технологии. В ходе исследования было установлено, что в школе реализуются не все образовательные технологии обучения.

Гистограмма 3

Переход на профильное обучение в школе является реализацией такого требования общества к школе, как формирование профессионализма. В ходе опроса было выяснено, что школа не перешла на профильное обучение.

Руководителей школы попросили назвать трудности, с которыми сталкивается школа в процессе формирования личности учащегося. Полученные ответы разделились следующим образом. По мнению руководителей, основными трудностями являются низкая мотивация учения у учащихся; скорость изменений в развитии общества; невключённость учителя в инновационную деятельность.

На вопрос, в какой степени осуществляется связь школы с внешней средой все руководители ответили, что связь осуществляется в большой степени.

Данные, полученные в процессе анкетирования, свидетельствуют о том, что одним из условий, повышающих эффективность реализации современного социального заказа в учебно-воспитательном процессе, является использование методов и технологий развивающих, личностно – ориентированных и проектных технологий, целью которых является развитие ребенка и его возможностей. Отсюда можно выделить следующее условие повышения качества образования и эффективной реализации социального заказа – это более активное использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка, снижающих нагрузку преподавателей и способствующих более эффективному использованию учебного времени.

Также в ходе исследования было проведено анкетирование учащихся школы (Приложение 6).

Целью данного анкетирования являлось:

1) изучить степень реализации социального заказа школы;

2) выявить запросы обучающихся на общее и дополнительное образование.

В исследовании принимали участие 41 школьник в возрасте от 7 до 18 лет. Как показывают результаты проведенного исследования, большую часть респондентов - 46% составляют учащиеся в возрасте от 15 до 18 лет, 24% - дети в возрасте от 11 до 14 лет и 30 % школьников в возрасте от 7 до 10 лет.

Гистограмма 4

Среди опрошенных детей 68% составили мальчики, а 32% – девочки.

Гистограмма 5

На вопрос анкеты «Что получить в ходе обучения ты хочешь?», 60 % школьников ответили, что это хотят получить необходимые знания для поступления в институт; 30% хотят реализовать свои способности в школе и 10 % детей хотят развить широкий кругозор. Исходя из гистограммы 4, можно сделать вывод, так как большее количество респондентов учащиеся старших классов, поэтому приоритетным для них являются знания, которые помогут продолжить обучение в высших учебных заведениях.

Гистограмма 6

На вопрос, «Какие качества по твоему мнению формирует школа?», ответили следующим образом: 40% – активность; 36% – профессионализм; 14% – исполнительность; 10% – коммуникабельность. Действительно школа ведёт активную деятельность, участвует во многих конкурсах, олимпиадах и т.д.

Гистограмма 7

В ходе исследования было установлено, что 80% учащихся удовлетворены правилами и изучаемыми в школе предметами и лишь 20% удовлетворены частично.

Гистограмма 8

Это показывает, что школа хорошо реализует свои функции обучения и воспитания; а так же то, что в школе работают высококвалифицированные сотрудники, которые успешно справляются со своей работой.

В ходе опроса было выяснено, что 60% учащихся не знают про профильное обучение, это связано с тем, что школа не перешла на профильное обучение. 40 % детей слышали о реализации профильного обучения в других школах.

Гистограмма 9

Школьники отдают предпочтение: техническому профилю – 50%; естественно - научному профилю – 30% и 10% гуманитарному профилю. Исходя из гистограммы 5, в которой показано, что большее количество отвечающих – мальчики, поэтому больше других школьников интересует технический профиль.

Гистограмма 10

Как показывают результаты исследования, 90 % школьников устраивает программа внеурочной деятельности в школе и 10 % детей ответили, что частично. В школе работают специалисты по внеучебной деятельности, организаторы праздников, психологи, школа сотрудничает с учреждениями дополнительного образования, поэтому многие из учащихся находят для себя занятия в свободное время.

Гистограмма 11

По результатам исследования было установлено, что у 38% учащихся мало свободного от учёбы времени и 62% детей считает, что свободное время у них есть.

Гистограмма 12

По полученным показателям, 90% обучающихся желают занимать своё свободное время кружками дополнительного образования и лишь 10 % не хотят заниматься в УДОД, организуя своё время самостоятельно просмотром телепередач, прогулками по свежему воздуху и чтением.

Гистограмма 13

Это доказывает, что у большинства детей после учебного дня остаётся время, и они готовы тратить его на посещение занятий в секциях и кружках дополнительного образования.

На вопрос, «Какие направления дополнительного образования тебя привлекают?» были получены следующие данные: 57% детей отдают предпочтение спортивно-оздоровительному направлению; 23% художественно-эстетическому направлению. Дети предпочитают занятия в спортивных секциях, т.к. они позволяют приобрести желаемую физическую форму и спортивные навыки. Меньшей популярностью пользуются такие направления как научное - 10 % и краеведческое направление - 10 %. Это связано не только с тем, что они менее интересны для дошкольников, но и тем, что мало учреждений и специалистов работают в руслах этих направлений.

Гистограмма 14

На вопрос «Посещаешь ли ты сейчас какие-нибудь кружки, студии?» 78% школьников ответили, что посещают кружки; а 22% предпочитают свободное время проводить дома.

Гистограмма 15

В ходе исследования было установлено, что большая часть школьников имеет опыт посещения дополнительного образования, при этом следует заметить, что выбор учреждения дополнительного образования, где дети могут проводить свободное время, находить новых друзей и получать возможность в развитии знаний, умений и навыков достаточно важен. По данным, полученным в ходе опроса дети посещают такие секции дополнительного образования как: гандбол, танцы, экология, акробатика, дзюдо, футбол.

На вопрос «Устраивают ли тебя школьное здание и оборудование 66% школьников ответили, что да; остальные 34% ответили что нет, так как хотят, чтобы у школы была своя спортивная площадка и специально оборудованный тренажёрный зал.

Гистограмма 16

Таким образом, проведенное нами исследование, позволило обобщить современные требования школьников к системе дополнительного образования, увидеть их актуальные потребности и запросы в сфере воспитания и образования; определить роль, значение и основные приоритеты направлений деятельности в сфере дополнительного образования детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: