Образ жизни как интегральное выражение жизнедеятельности личности, группы, общества

Содержание

1. Образ жизни как интегральное выражение жизнедеятельности личности, группы, общества………………………………………3

2. Лидерство в группе. Классификация лидерства……………….12

3. Список использованной литературы……………………………..24

Образ жизни как интегральное выражение жизнедеятельности личности, группы, общества

Образ жизни – это устойчивая совокупность всего того своеобразно-отличительного, типичного, что присуще жизнедеятельности именно данной конкретной личности, группы и общества. Человек входит в жизнь как целостный феномен. Жизненная деятельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его развития как личности во всей ее разносторонности. Жизненная позиция личности формируется совокупностью всех социальных влияний на человека, и прежде всего системой общественного воспитания Личность есть системное и поэтому "сверчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида.

Характеризуя "личность" имеют ввиду "целостность", но такую "целостность", которая рождается в обществе. Индивид выступает как преимущественно генотипическое образование, в основе созревания которого лежат в основном адаптивные приспособительные процессы. Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией, человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д.
Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком, ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания, формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.

Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого. Целенаправленное формирование личности человека предполагает её проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности.

Главная цель развития личности – возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе.

Понятие группа в психологической категории введено в XIX в. Группы – большие социальные сообщества. Для социально-психологического подхода характерен такой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для Личности 2 важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место Личности в системе социальной Деятельности, с другой -–сказывается на формировании сознания Личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп.

Группа – связка (итал.).

Как в индивидуальном развитии вслед за преодолением биологической, физической слитности с другим человеком стремление к свободе, к отделенности от себе подобных, заключенное в позиции ребенка «Я сам!», оказывается одним из этапов становления личности, так и понятие «общество» формируется по мере развития способности людей отделять себя от природы.

«Общество» - основополагающая категория современной социологии, трактующей его в широком смысле как обособившуюся от природы часть материального мира, представляющую собой, исторически развивающуюся совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга, а в узком смысле – как структурно или генетически определенный род, вид, подвид общения.

Образ жизни рассматривают с учетом многообразных условий общественной жизни:

1) естественно-географические предпосылки этой жизни: рельеф местности, естественные пути сообщения, климат, природные ресурсы и т.д.;

2) вся совокупность объективных условий данной общественной жизни: характер технологии, специфика экономических отношений, особенности политической организации;

3) «уровень жизни», т.е. уровень обеспеченности личности и населения в целом материальными, социальными и культурными благами и услугами;

4) целая сфера культурных детерминаций – национальных, религиозных, образовательных, бытовых, досуговых, ментальных и т.д.

Решающим базисом любого конкретного образа жизни выступает источник средств существования. В зависимости от характера этого источника все население принято подразделять на две большие группы:

- самодеятельная (самостоятельная),

- несамодеятельная (несамостоятельная).

Самодеятельное население – это все те, кто имеет самостоятельный источник дохода и вполне самостоятелен в своем образе жизни.

Несамодеятельное население – это все те, кто лишен самостоятельного источника средств своего существования, и поэтому существует на чьем-то иждивении – частном или благотворительном (дети, домохозяйки, безработные и т.д.).

В самодеятельном населении в зависимости от характера источника дохода выделяют две подгруппы населения – экономически активного и неактивного. Экономически активное население – это все те, кто существует на доход от какого-либо занятия:

1) все занятые какой-то приносящей доход трудовой деятельностью («занятое население»);

2) официально зафиксированные безработные, как лица, лишь временно утратившие занятость, ищущие работу и временно же существующие на соответствующее государственное пособие;

3) военнослужащие и заключенные исправительно-трудовых учреждений.

Экономически неактивное население – это все те, кто имеет самостоятельный доход нетрудового характера. Можно выделить три группы экономически неактивного населения, различимых по своему статусу и образу жизни:

1) это все те, чей нетрудовой доход находится в прямой связи с прошлым или предстоящим трудовым доходом (пенсионеры, студенты - стипендиаты). Их образ жизни, система жизненных ценностей, менталитет наиболее близки к ориентациям занятого населения;

2) все те, чей нетрудовой доход обусловлен находящейся в их распоряжении собственностью: проценты и дивиденды вкладов и помещенного капитала, доходы от сдачи в аренду, наследство и т.д.;

3) все те, кто существует на «случайные», в том числе и на противоправные доходы – нищие, бродяги, проститутки, преступники и деклассированные элементы. Их образ жизни демонстрирует наибольшие отклонения от общепринятых в данном обществе нормативов образа жизни.

Качественная и количественная определенность образа жизни.

Качественная определенность образа жизни представлена содержательной спецификой характерных для данного общества видов и форм жизнедеятельности. Эта специфика предопределяется сложившимися в данном обществе технологическими и социально-экономическими условиями его существования. С понятием качественная определенность образа жизни нельзя смешивать понятие «качество жизни». Качество жизни характеризуется:

1) как совокупность объективных условий существования личности, группы, общества в целом;

2) субъективная оценка личностью или группой степени своей удовлетворенности сложившимся образом жизни и условиями, его предопределяющими.

Если уровень жизни фиксирует только соотношение доходов и расходов, то качество жизни – тонкий и чувствительный интегральный индикатор, учитывающий например, такие признаки: живет человек в престижном районе или нет, пользуется общественным транспортом или личным, питается экологически чистыми продуктами питания или токсичными, имеет доступ к культурным ценностям или нет и т.п.

Количественная определенность образа жизни четко фиксируется в том распределении времени, которое затрачивается личностью, группой, обществом на соответствующие формы деятельности.

Бюджет времени и баланс времени – это оба понятия, с помощью которых в современной науке описывается и изучается это временное распределение. Под балансом времени понимается распределение совокупного фонда времени (суток, недели, месяца, года и т. д.) данного субъекта образа жизни (личности, группы, общества в целом) по различным видам присущей ему жизнедеятельности. Бюджет времени характеризуется достаточно устойчивой структурой предопределяемой спецификой тех форм жизнедеятельности, которые имеют место в современном обществе. Как правило, в ее составе выделяется время рабочее и внерабочее. В структуре внерабочего времени выделяют три временные позиции: время, связанное с работой; время бытовой жизнедеятельности, свободное время. В качестве субъекта (носителя) образа жизни могут выступать личности, группы, данное общество в целом.

Уровни образа жизни.

Фундаментальным в общей структуре образа жизни выступает личностный уровень образа жизни, который представлен двумя формами существования: ролестатусной и индивидуальной.

Ролевая форма образа жизни личности фиксирует конкретное своеобразие включенности индивида именно в данную ролевую совокупность форм жизнедеятельности, отвечающей определенному статусу.

В ролестатусной форме образа жизни фиксируется социально-типичное и поэтому устойчивое в поведении людей, все то, что отвечает нормативным стандартам поведения лиц данного социального статуса.

Индивидуальная форма образа жизни раскрывает перед нами индивидуально-типичное и устойчивое в поведении именно данной конкретной личности, ее личностные определенность и специфичность.

Ролестатусный и индивидуальный образ жизни личности обладает диахронической («возрастной») структурой. Она сводится к четырем последовательно-временным стадиям развертывания образа жизни личности – детство, молодость, зрелость, старость. На первых трех стадиях происходят последовательное накопление и обогащение поля личностной жизнедеятельности, на последней - доминируют процессы его естественного сужения и угасания. Групповой уровень образа жизни – это сумма наиболее типичных форм жизнедеятельности составляющих ее индивидов и формы жизнедеятельности группы как целостности. У каждого общественного слоя свои отличительные черты образа жизни, что в современной социологии получило специальное терминологическое закрепление – групповая «субкультура».

Структура образа жизни.

Структура образа жизни включает в себя следующие компоненты:
- аксиологический (ценностный, нормативный), означающий ориентацию на соблюдение правил поведения;

- поведенческий, выражающийся в привычках, устойчивых способах реагирования на различные социальные ситуации;

- когнитивный, связанный с содержанием картин мира, познавательных стереотипов;

- коммуникативный, обусловленный включенностью человека в систему социальных связей, а также состоянием активного словарного запаса различных социальных групп, их лексикой, стилистикой, жаргоном, профессионализмами, особой терминологией, произношением.

Существуют различные виды образа жизни:

- здоровый, который предполагает правильное питание, соблюдение гигиенических норм, наличие психологически комфортных условий на работе и быту, занятие спортом, упорядоченный отдых, избежание стресса, крепкий сон, минимальное употребление алкоголя;

- нравственно-здоровый, отвечающий содержанию основных ценностей жизни и культуры;

- замкнутый, аскетический, предполагающий постоянную заботу о спасении души и спартанскую скромность;

- богемный, связанный с нестрогим соблюдением повседневных норм общения;

- студенческий, ассоциирующийся с беззаботностью и легким отношением к жизни. В рамках анализа жизненной позиции встает вопрос об образе жизни личности.

Образ жизни – совокупность типичных форм жизнедеятельности людей, объективно существующих в обществе: труд, общественно-политическая сфера, образование, досуг и отдых, личная, семейная жизнь и т.д. Свои социальные устремления личность реализует в материальной и духовно-идеологической жизни. Жизненная позиция выступает в этом ряду характеристикой конкретного субъекта, который в рамках данного образа жизни ведет материальную и духовно-идеологическую жизнь определенной направленности, содержания и активности. Личность – это ученик и соавтор человеческой истории, определенного образа жизни.

Образ жизни общества, социальной группы, трудового коллектива представляет для субъекта любого уровня(а для конкретного человека особенно) как специфическое общественное условие, активно детерминирующее и его образ жизни. Личность сталкивается с целой совокупностью ситуаций жизненного выбора. Она или принимает наличный образ жизни, борется за его укрепление, развитие (занимает активную жизненную позицию); или относится ко всему как к должному, реализует себя в рамках положительной нормы, но не больше (жизненная позиция среднего уровня активности); или только приспосабливается к существующим условиям, равнодушно следуя "правилам жизни" микросреды (пассивная жизненная позиция); или в определенных условиях использует формы деятельности и общения негативного и антиобщественного содержания (негативная и антиобщественная жизненные позиции). Как видно, понятия "жизненная позиция" и "образ жизни" пересекаются и дополняют друг друга.

В момент жизненного выбора личность проходит испытание на зрелость и социальную устойчивость как сознательный субъект общественной жизни.

Понятие "жизненная позиция" связано с активным, избирательным отношением людей к природе и обществу, способностью человека делать выбор и принимать решения в тех или иных условиях, в том числе и в рамках определенного образа жизни. Объективными (внешними) условиями самоопределения личности выступает вся совокупность социально-экономических, политических и духовно-идеологических процессов конкретно-исторического общества (на уровне общества в целом и составляющих его социальных групп, на уровне региона, на уровне трудового коллектива и семьи). Своеобразными внешними условиями являются также и образы жизни коллективных и индивидуальных субъектов, с которыми она взаимодействует

Перечень этих видов можно продолжить и дальше, так как, сколько существует разновидностей общностей, столько и видов образа жизни. В соответствии с этим выделяют армейский, городской, сельский, монашеский, сектантский, курортный образы жизни. А также образы жизни бродяг, инвалидов, «золотой молодежи», номенклатура, «белых воротничков», преступников и т. д. Итак, в основе того или иного образа жизни лежат определенная система социально-культурных ценностей, приоритетов, предпочтений; картины мира; понимание нормы; круг общения, интересы, потребности и способы их удовлетворения; социальные стереотипы, привычки. Общими закономерностями современной эволюции образа жизни личности, группы и общества в целом выступают процессы универсализации и индивидуализации образа жизни. Универсализация образа жизни заявляет о себе существенным сближением и интегрированием групповых различий в образе жизни: горожане – селяне; мужчины – женщины и т. д. С другой стороны, наблюдается и не менее реальный процесс растущей индивидуализации образа жизни личности, самобытности ее поведения в обществе. В этом отражается непрерывный рост общественной значимости личности, ее самодостаточности, чувства собственного достоинства, богатства ее внутреннего мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: