Конфликтная личность – бесконфликтный тип

1. Неустойчив в оценках и мнениях.

2. Обладает легкой внушаемостью.

3. Внутренне противоречив.

4. Характерна некоторая непоследовательность поведения.

5. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях.

6. Недостаточно хорошо видит перспективу.

7. Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров.

8. Излишне стремится к компромиссу.

9. Не обладает достаточной силой воли.

10. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

Это может показаться странным, но здесь уместно дать один важный совет – относитесь с сочувствием к людям, типичные особенности которых описаны выше. Конфликтность, ставшую свойством личности, трудно преодолеть рациональным самоконтролем, усилием воли. "Воспитательные" воздействия со стороны руководителя здесь также редко приносят пользу. Конфликтность - не вина, а беда таких личностей. Реальную помощь им может оказать специалист – практический психолог.

Обратите внимание: речь идет не о склочниках с низкой моралью, а о людях, имеющих специфические психологические особенности, обусловленные базовыми свойствами индивидуальности.

Основная трудность в исследовании психологической безопасности состоит в том, что опасности чаще всего скрыты, а их проявление часто обнаруживается в отдаленном будущем или только тогда, когда произошел несчастный случай, катастрофа, утечка важной информации, детский травматизм, рост количества социальных болезней, пограничных состояний, суицидов и т.д. Ю. Г. Носкова выделяет следующие виды опасности:

– потенциальная опасность выражается в понимании индивидом угроз, исходящих от состояния объектов окружающей среды или людей с асоциальным поведением, с проявлениями черт характера агрессивности, жестокости, грубости и т.д.;

– мнимая опасность раскрывается в том, что реально угроза отсутствует, но у конкретного человека создан вымышленный образ опасной ситуации и соответствующий этому образу план действий;

– спровоцированная опасность характеризуется виктимным поведением жертвы;

– реальная опасность проявляется в виде объективно существующей угрозы физическому и психическому здоровью человека.

В зависимости от направленности угрозы выделяют:

а) физическую опасность – угрозу физическому состоянию организма, его нормальному функционированию;

б) психологическую опасность, ведущую к возможным психологическим потрясениям и выражающуюся либо в виде угроз, оскорблений, унижений, преследования со стороны криминальных элементов, либо в виде обостренного восприятия ужасающих картин действительности.

По мнению О. А. Белькова (1994), безопасность населения определяется как состояние, тенденции развития, в том числе и латентные, условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов, установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности с объективно обусловленными инновациями в ней и свободное, соответствующее собственной природе и ею определяемое функционирование.

В инженерно-технической научной литературе безопасность рассматривается в двух аспектах: во-первых, как состояние системы в комплексе с ее инфраструктурой, другими системами данного уровня и внешними связями, при котором обеспечивается защищенность объектов безопасности (населения, территорий), во-вторых, как некое свойство или способность данной системы сохранять определенное устойчивое состояние. Первый аспект соответствует ранее приведенной формулировке безопасности для социально-экономических систем. Второй характерен для организационно-технических систем, к числу которых относятся и взрыво-, пожаро-, химически- и радиационноопасные объекты.

Наш современник, доктор политических наук М. Ю. Зеленков, считает, что "безопасность как состояние сохранности, надежности предполагает поддержание определенного баланса между негативным взаимодействием на субъект окружающей его среды и его способностью преодолеть это воздействие либо собственными ресурсами, либо при помощи соответствующих специально для этого созданных органов или механизмов". Он рассматривает безопасность "как свойство системы, включающей в себя потенциальные жертвы и угрозы для них. Она обеспечивается стабильностью, устойчивостью, живучестью жертвы и использованием ею следующих методов: уклонение, защита либо уничтожение источников опасности, угроз и вызовов. Под устойчивостью подразумевается способность нормально функционировать при возмущениях; под стабильностью – совокупность устойчивостей к длительно действующим возмущающим факторам, а под живучестью – способность систем сохранять функционирование в условиях целенаправленного противодействия".

Современный исследователь в области национальных интересов, И. Л. Прохоренко (2004), рассматривает национальную безопасность, как "сочетание внутренних и внешних обстоятельств, воздействующих на жизнь государства, при котором отсутствуют угрозы критического характера и в то же время сохраняется полноценная способность государства адекватно реагировать на эти угрозы, коль скоро они возникнут".

Концепция национальной безопасности включает следующие составляющие:

– политическая безопасность (региональная, общественная, дипломатическая, информационная и пр.);

– военная безопасность (космическая, радиационная, военно-промышленная, морская, ядерно-химическая и пр.);

– экономическая безопасность (финансовая, энергетическая, транспортная, продовольственная и пр.);

– социальная безопасность (медицинская, психологическая, образовательная, пенсионная, потребительская и пр.);

– культурная безопасность (интеллектуальная, безопасность искусства и массовой культуры, безопасность печати, СМИ и пр.).

Социологи и социальные психологи включают "психологическую безопасность" в категорию социальной безопасности. По мнению С. Н. Илларионова (2005), социальная безопасность, в структуру которой входит и психологическая безопасность, означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны. Она выражается в ряде показателей: качество, продолжительность жизни, уровень психического здоровья населения и др.

Безопасность можно рассматривать в разных сферах: индивидуальная безопасность человека, безопасность общества и семьи (как ячейки общества), государственная безопасность, планетарная безопасность. При этом важно помнить, что человек как субъект безопасности может стать и организатором, и разрушителем одновременно и собственной, и общественной, государственной безопасности, а также поставить под угрозу существования нашу планету. Кроме внешних факторов психологи обращают внимание на "внутренние обстоятельства", т.е. особенности психических процессов, состояний и свойств личности. Обобщив приведенные исследования, можно дать следующее определение безопасности.

Безопасностьсочетание внутренних и внешних факторов, способствующих сохранению полноценной способности человека, общества, государства функционировать и развиваться.

Вступив в третье тысячелетие, современное общество не только не избавило человека от необходимости прилагать значительные усилия для достижения безопасности, но и поставило под угрозу само его существование. Проблема обеспечения психологической безопасности человека и жизненной среды, влияющей на становление и развитие человека, только зарождается как самостоятельное направление исследований.

Обустроенность информационного пространства является сегодня необходимым условием и основой для прогрессивного социально-экономического, политического, культурного развития и обеспечения безопасности. Вместе с тем информационное пространство должно быть открытым для общества и государства.

Вместе с тем информатизация общества породила многие проблемы. Возникла необходимость в защите не только самой информации, но и ее негативных последствий.

Возникло понятие информационной безопасности, под которой понимают состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее её формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства. В более широком понимании информационная безопасность – это способность государства, общества, личности обеспечить необходимыми информационными ресурсами свое устойчивое функционирование в любых условиях жизнедеятельности.

Цель информационной безопасности – защита информации и прав субъектов информационной деятельности при формировании информационных технологий, инфракструктуры и информационных ресурсов путем проведения правовых, организационных и технических мероприятий.
Задачами информационной безопасности являются:

обеспечение права личности и обществ на получение информации;

обеспечение объективной информации (функционирование независимых СМИ);

борьба с криминальными опасностями в сфере информационных и телекоммуникационных систем, с телефонным терроризмом и т.п.;

защита личности, организации, общества и государства от информационно-психологических угроз;

формирование имиджа, борьба с клеветой, слухами, дезинформацией.

Информационная безопасность осуществляется не только в разных сферах (политике, экономике, обороне), но и на различных уровнях (государственном, региональном, организационном и личностном). Поэтому задачи информационной безопасности на уровне государства отличаются от задач, стоящих перед информационной безопасностью на уровне организации. Если в первом случае речь идет об обеспечении национальных интересов, объективности информации и т.п., то во втором решаются более частные задачи (формирование и поддержание имиджа организации, борьба с клеветой и дезинформацией со стороны оппонентов и др.).

В то же время социально-информационную технологию и ресурсы можно использовать не только в прогрессивных целях, но и для достижения политического, экономического, духовного, военного превосходства либо давления одного государства (партии, социальной группы, личности и т.д.) на другое, применяя при этом незаконные и безнравственные способы.. То же самое можно сказать и об отдельной личности.

Информационная революция в стране не только способствует значительному росту количества и качества информационной продукции, но и сопровождается выбросом на "рынок новостей" во многом искаженной и даже недостоверной информации.

Особое значение информационная безопасность приобретает в связи с распространением психического насилия: телефонного терроризма, криминогенного общения, связанного с совершением преступлений без применения физических действий.

Исходя из сказанного, можно констатировать, что информационная безопасность – это, прежде всего, право общества на получение достоверной информации, сохранение тайны и конфиденциальных сведений путем противодействия перехвату, прослушиванию передаваемых сообщений, проникновению в компьютерные сети; защита личности и общества от воздействия на них информационно-психологических угроз, клеветы; борьба с преступностью в сфере информационных и телекоммуникационных систем, а также использование PR в ходе предвыборных кампаний и для обеспечения организационной и личной безопасности.


2.
^ Информационная безопасность Российской Федерации

Для обеспечения информационной безопасности государства и граждан в нашей стране разработан и утвержден на уровне федеральных законов и указов Президента ряд руководящих документов:

доктрина информационной безопасности РФ (утверждена Президентом РФ 3.09.2000 г.);

федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (ФЗ №24 от 20 февраля 1995 г.);

закон РФ о Государственной тайне (подписан Президентом 21 июля 1993г.).

закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" (1991)
^ Доктрина национальной безопасности содержит основные составляющие:

формирования государственной политики в облас­ти обеспечения информационной безопасности Рос­сийской Федерации;
подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
разработки целевых программ обеспечения инфор­мационной безопасности Российской Федерации.
Выделяются четыре основные составляющие нацио­нальных интересов Российской Федерации в информа­ционной сфере.

1.
^ Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере вклю­чает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информа­ции и пользования ею, обеспечение духовного обновле­ния России, сохранение и укрепление нравственных цен­ностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

2.
^ Вторая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере вклю­чает в себя информационное обеспечение государствен­ной политики Российской Федерации, связанное с дове­дением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по со­циально значимым событиям российской и международ­ной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

3.
^ Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере вклю­чает в себя развитие современных информационных тех­нологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекомму­никации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на миро­вой рынок, а также обеспечение накопления, сохранно­сти и эффективного использования отечественных ин­формационных ресурсов. В современных условиях толь­ко на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооруже­ния промышленности, приумножения достижений оте­чественной науки и техники. Россия должна занять дос­тойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.

3.
^ Четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкциони­рованного доступа, обеспечение безопасности информаци онных и телекоммуникационных систем, как уже развер­нутых, так и создаваемых на территории России.


^ Угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды:

1.
Угрозы конституционным правам и свободам че­ловека и гражданина в области духовной жизни и ин­формационной деятельности, индивидуальному, группо­вому и общественному сознанию, духовному возрожде­нию России.

2.
Угрозы информационному обеспечению государст­венной политики Российской Федерации.


3. Угрозы развитию отечественной индустрии ин­формации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребно­стей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению на­копления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов.

4. Угрозы безопасности информационных и телеком­муникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
^ Источники угроз информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на внешние и внутренние.

К внешним источникам относятся:

1) деятельность иностранных политических, эконо­мических, военных, разведывательных и информацион­ных структур, направленная против интересов Россий­ской Федерации в информационной сфере;

2) стремление ряда стран к доминированию и ущем­лению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков;

3) обострение международной конкуренции за обла­дание информационными технологиями и ресурсами;

4.
деятельность международных террористических организаций;

5.
увеличение технологического отрыва ведущих дер­жав мира и наращивание их возможностей по противо­действию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий;

6.
деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических и иных средств (видов) разведки иностранных государств;

7.
разработка рядом государств концепций информа­ционных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, со­хранности информационных ресурсов, получение несан­кционированного доступа к ним.

^ К внутренним источникам относятся:

1.
критическое состояние отечественных отраслей про­мышленности;

2.
неблагоприятная криминогенная обстановка, соп­ровождающаяся тенденциями сращивания государствен­ных и криминальных структур в информационной сфе­ре, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиления влияния ор­ганизованной преступности на жизнь общества,

3.
снижения степени защищенности законных инте­ресов граждан, общества и государства в информацион­ной сфере;

4.
недостаточная координация деятельности феде­ральных органов государственной власти, органов госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения информационной безо­пасности Российской Федерации;


5)недостаточная разработанность нормативной право­вой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная прак­тика;

6.
неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка России;

7.
недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности РФ;

8.
недостаточная экономическая мощь государства;

9.
снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицирован­ных кадров в области обеспечения информационной бе­зопасности;

10.
недостаточная активность федеральных органов го­сударственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании об­щества о своей деятельности, в разъяснении принимае­мых решений, в формировании открытых государствен­ных ресурсов и развитии системы доступа к ним граждан;

11.
отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных органов государ­ственной власти, органов государственной власти субъ­ектов Российской Федерации и органов местного само­управления, кредитно-финансовой сферы, промышлен­ности, сельского хозяйства, образования, здравоохране­ния, сферы услуг и быта граждан.

После рассмотрения угроз информационной безопасности РФ необходимо определить возможные способы обеспечения этой безопасности.
^ 3. Способы обеспечения информационной безопасности
Информация – обязательный компонент общения людей, она играет ключевую роль как в функционировании общественных и государственных институтов, так и в жизни каждого отдельно взятого человека. Ее качество и достоверность – основа равноправных, результативных социальных отношений. Одновременно информация – важнейший продукт общественного производства, постоянно наращиваемый ресурс человечества; сегодня это наиболее ценный и ходовой товар в международной торговле. Информационно-обменные процессы пронизывают все стороны общественных отношений, в них находят свое выражение интересы широкого круга субъектов. Информационный продукт в качестве информационного обеспечения сопровождает буквально все общественные отношения и в значительной мере определяет их, выступая в качестве ресурса. На международном уровне сформировалась система взглядов на информацию как на ценнейший ресурс жизнеобеспечения общества, имеющий социальное значение.

Характер информационного взаимодействия, определяемый государственной информационной политикой, является основой установления тех или иных взаимоотношений между властью и обществом. Государственные средства воздействия на информационные процессы – важнейшее политическое условие обеспечения прав человека и рационализации использования информационных ресурсов в обществе. Отстаивание законодательного обеспечения прав человека на информацию, неприкосновенность личной жизни, сохранность персональных данных, ограничений на концентрацию средств массовой информации и телекоммуникации могут реально привести и в ряде случаев приводят к манипуляции массовым сознанием, контролю за личностью со стороны либо государственных, либо криминальных структур.

Право на информацию относится к числу основных, фундаментальных прав человека. Сравнительно недавно вошедший в лексикон термин "право человека и гражданина на информацию" обозначает совокупность правомочий человека на получение и распространение информации. Впервые о праве человека искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ было заявлено во Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН. Но в этой декларации не уточнялось, какого рода информацию могут искать, получать и распространять граждане. Вместе с тем, как отмечено в декларации, "при осуществлении своих прав и свобод каждый человек может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно в целях обеспечения безопасности, должного признания и уважения прав и свобод других людей и удовлетворения требований морали, общественного порядка и общественного благосостояния в демократическом обществе" (ст. 292).

Развивающейся информационной среде общества органически присущ сложный комплекс проблем, связанных с правами, обязанностями и ответственностью граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности, с формированием правового статуса всех субъектов информационных отношений. Степень информатизации общества напрямую связана с демократизацией власти.

Информационные общественные отношения различны по своему содержанию. Владение информацией во все времени давало преимущества той стороне, которая располагала более точной и обширной информацией. поэтому в информационных отношениях существует такая сфера объективной реальности, такая субъективная категория, имеющая социальную природу, как тайна – сведения, скрываемые от постороннего восприятия.

70 - 80-е годы XX в. – период формирования национальных законодательств в области регулирования массовой и официальной информации, обеспечения доступа к информационным системам открытого режима, а также оформления режима ограничений в доступе к государственной тайне и другим видам информации. Секреты есть везде, при этом информационные права, вступая в противоречие с функцией государства по защите секретов, определенным образом ограничиваются.

Общепризнанные правовые нормы выделяют три класса информации по признаку ее доступности:

1.
общедоступная;

2.
информация с ограниченным доступом;

3.
информация, не подлежащая распространению.


Проблема секретности, защиты собственной информации относится к общесоциальным, общечеловеческим проблемам. Тайны как элемент системы выживания сопровождают человечество на всем пути его развития, они определяют условия отношений между индивидами и их группами. тайны являются неотъемлемой составляющей общественной жизни, частью правовой системы и могут служить даже своеобразным мерилом для определения вида политического режима в государстве, ибо состояние защиты секретов отражает характер взаимоотношений общества и государства, демократизации государственной власти. Для любого тоталитарного государства характерны гипертрофирование секретности, чрезмерное расширение объема сведений, относимых к государственной и служебной тайне. Для демократического государства характерно акцентирование внимания на защите прав человека – углубленное правовое регулирование отношений, связанных: с охраной личной и семейной тайны, институтов профессиональных тайн.

Исторический опыт показывает, что в тех социально-исторических общностях, где с большей свободой развертывались процессы коммуникации, отмечался и более высокий темп общественного прогресса. В условиях авторитарного режима государство, его органы власти стремятся хранить в тайне большую часть информации, которой они располагают. В условиях демократии свобода информации должна быть нормой, но государственные интересы, а также интересы отдельной личности, нуждающиеся в защите, требуют от государства налагать и определенные ограничения на свободу информации. Вследствие этого и возникает необходимость создания правил поведения субъектов в информационной сфере.

Сегодня право человека и гражданина на информацию – одно из субъективных прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации. Право на информацию в России было зафиксировано в 1991 г. после принятия Верховным Советом РСФСР Декларации прав и свобод человека и гражданина и включения этого текста в Конституцию 1992 г. Ныне действующая Конституция Российской Федерации 1993 г. содержит специальную норму о праве на информацию, которая закрепляет право каждого "свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом" (ст. 29). В этой же статье зафиксировано положение о том, что "перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом". Данная статья гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру.

Российская Декларация прав и свобод человека и гражданин содержит положение о том, что ограничения прав искать, получать и свободно распространять информацию "могут устанавливаться Законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности" (ст. 13.2). Так, в российском праве появилась и начала развиваться система охраняемых силой государства социальных норм и отношений, возникающих в информационной сфере.

И во Всеобщей декларации прав человека (1948), и в Европейской конвенции (1950), и в международном пакте о гражданских и политических правах (1966) проблема права на информацию рассматривалась в системе других прав человека. Однако постепенно проблема права на информацию начала приобретать самостоятельное значение. Это было связано с осознанием значения средств массовой информации и практической реализацией права на информацию.

Средства массовой информации – важнейший социальный институт и необходимый объект государственной информационной политики, так как являются мощным и эффективным средством воздействия на социально-политическую и культурную жизнь общества. Общественные отношения, возникающие в сфере деятельности средств массовой информации, - частный случай информационных отношений, но их регламентации уделяется особое внимание, поскольку отношение СМИ с государственными институтами власти – один из ключевых вопросов общественной жизни.

Говоря о необходимости разрушения традиционного приоритета должностных лиц перед гражданами в информационном обеспечении, следует подчеркнуть необходимость регулирования доступа к информации на твердой правовой основе. Вместе с тем важно учитывать, что отнять у правительства право охранять информацию, решать, что делать достоянием гласности, а что – нет, означает лишить его основы, на которой зиждется власть. Такая ситуация сможет повлечь за собой образование новых "центров власти", требующих еще больше информации. Наиболее характерно эта тенденция проявляется в конфликте между правительственными структурами и средствами массовой информации, которые требуют все больших гарантий по части открытости государственной политики и практики и в то же время сами нередко претендуют на властные роли, считая себя "четвертой властью".

Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" (1991) содержит определенную расшифровку конституционного понятия "массовая информация". Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. В соответствии с частью 3 Конституции Российской Федерации установлены общие основания ограничения прав и свобод граждан, в том числе свободы массовой информации. К таковым относятся: необходимость защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, необходимость обеспечения обороны страны и безопасности государства. Прежде всего, эти ограничения касаются запрета пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую или религиозную ненависть и вражду, а также запрета пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Тенденция увеличения степени открытости государства перед обществом диктует необходимость максимально возможного сокращения числа сведений, относимых к государственной тайне, открытости общего перечня относимых к ней категорий сведений, механизмов засекречивания и условий рассекречивания. Обязанность государства взять на себя формирование взвешенного механизма защиты различных видов информации и установление рамок действия институтов тайн. Такие требования, с одной стороны, исходят из потребности современного общества быть более открытым и доступным, а с другой – диктуются необходимостью обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Статья 23 Конституции Российской Федерации гарантирует право на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Согласно статье 24 Конституции Российской Федерации "сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается". В российском Законе "О средствах массовой информации" нашло отражение положение о недопустимости использования СМИ для разглашения сведений, "составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну" (ст. 4). В этом же законе есть статья 41 "Конфиденциальная информация".

Задачу построения гражданского общества как общества информационного в нынешних условиях России невозможно решить без государственного участия. Участие государства должно заключаться, прежде всего, в правовом регулировании отношений, возникающих при реализации прав и свобод человека и гражданина, защите жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Охрана персональных данных слабо регулируется деятельностью телевизионных компаний.

^ Общие методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации разделяются на правовые, организационно-технические и эко­номические.
1. К правовым методам обеспечения информа­ционной безопасности Российской Федерации отно­сится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безо­пасности Российской Федерации.
2. ^ Организационно-техническими методами обе­спечения информационной безопасности Россий­ской Федерации являются:

создание и совершенствование системы обес­печения информационной безопасности Российской Федерации;

усиление правоприменительной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации;

разработка, использование и совершенство­вание средств защиты информации и методов кон­троля эффективности этих средств, развитие за­щищенных телекоммуникационных систем, повы­шение надежности специального программного обеспечения;

создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и специальных воздействий, вызы­вающих разрушение, уничтожение, искажение информации, а также изменение штатных режи­мов функционирования систем и средств информа­тизации и связи;

формирование системы мониторинга показа­телей и характеристик информационной безопас­ности Российской Федерации в наиболее важных сферах жизни и деятельности общества и государ­ства.

3.
^ Экономические методы обеспечения инфор­мационной безопасности Российской Федерации включают в себя:


разработку программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и определение порядка их финансирования;

совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и орга­низационно-технических методов защиты инфор­мации, создание системы страхования информаци­онных рисков физических и юридических лиц.
^ Основными мероприятиями по обеспечению ин­формационной безопасности Российской Федерации в сфере внешней политики являются:

разработка основных направлений государствен­ной политики в области совершенствования информаци­онного обеспечения внешнеполитического курса Россий­ской Федерации;

разработка и реализация комплекса мер по усиле­нию информационной безопасности информационной инфраструктуры федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях;

создание российским представительствам и орга­низациям за рубежом условий для работы по нейтрали­зации распространяемой там дезинформации о внешней политике Российской Федерации;

совершенствование информационного обеспечения работы по противодействию нарушениям прав и свобод российских граждан и юридических лиц за рубежом;

совершенствование информационного обеспечения субъектов Российской Федерации по вопросам внешне­политической деятельности, которые входят в их компе­тенцию.
^ Основные направления информационной безопасности РФ в сфере духовной жизни:
развитие в России основ гражданского общества;

создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функ­ционирования учреждений культуры;

выработка цивилизованных форм и способов об­щественного контроля за формированием в обще­стве духовных ценностей, отвечающих нацио­нальным интересам страны, воспитанием пат­риотизма и гражданской ответственности за ее судьбу;

совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области конституционных ограничений прав и свобод че­ловека и гражданина;

государственная поддержка мероприятий по со­хранению и возрождению культурного наследия народов и народностей Российской Федерации;

формирование правовых и организационных ме­ханизмов обеспечения конституционных прав и свобод граждан, повышения их правовой культу­ры в интересах противодействия сознательному или непреднамеренному нарушению этих консти­туционных прав и свобод в сфере духовной жизни;

разработка действенных организационно-правовых механизмов доступа средств массовой информации и граждан к открытой информации о деятельно­сти федеральных органов государственной власти и общественных объединений, обеспечение досто­верности сведений о социально значимых событи­ях общественной жизни, распространяемых через средства массовой информации;

разработка специальных правовых и организационных механизмов недопущения противоправных информационно-психологических воздействий на массовое сознание общества,неконтролируемой
коммерциализации культуры и науки, а также обеспечивающих сохранение культурных и исто­рических ценностей народов и народностей Рос­сийской Федерации, рациональное использование

накопленных обществом информационных ресур­сов, составляющих национальное достояние;

введение запрета на использование эфирного вре­мени в электронных средствах массовой инфор­мации для проката программ, пропагандирующих насилие и жестокость, антиобщественное пове­дение;

противодействие негативному влиянию иност­ранных религиозных организаций и миссионеров.

Вместе с тем, реализация доктрины информационной безопасности находится лишь на начальной стадии. Прежде всего, не удается обеспечить реализацию Первой и Второй составляющих национальных интересов Рос­сийской Федерации в информационной сфере.

Сегодня правомерно утверждать: чем большими ин­формационными возможностями обладает государство, тем вероятнее (при прочих равных условиях) оно доби­вается стратегических геополитических преимуществ. В этом контексте становится понятной оценка военно-политическим руководством США и Китая информации как стратегического ресурса и объяснимы причины по­стоянного увеличения ассигнований на развитие и со­вершенствование информационных технологий.

Заключение
В лекции рассмотрен большой круг вопросов, относящихся к информационной безопасности.

Итак, каковы же главные тенденции геополитиче­ского развития и информационной безопасности мира в XXI веке?

1. Происходит быстрое формирование глобального всепланетарного общества, на основе развертывания ин­формационной и телекоммуникационной революции.

2.
Растут масштабы кризиса всей духовной сферы жизнедеятельности человечества (рост наркомании, пре­ступности и т. д.).

3.
В мире создано единое глобальное информацион­ное пространство всей планеты, в котором развернулось геостратегическое информационное противоборство меж­ду ведущими странами мира за достижение превосходст­ва в мировом информационном пространстве.

4.
Таким образом, нужно сделать вывод о том, что национальная безопасность России в XXI веке, в основ­ном, будет зависеть от эффективного функционирования информационной среды общества (т. е. способности психики политической элиты и населения России получать,
обрабатывать, передавать, хранить и защищать информацию).

«Социальная психология»

Вопросы и ответы из теста по Социальной психологии с сайта oltest.ru.

Общее количество вопросов: 60

Тест по предмету «Социальная психология».

1. Б.Ф. Поршнев утверждал, что главной психологической характеристикой группы является:

• наличие «Мы-чувства»

2. В дискуссии о предмете социальной психологии, которая развернулась в России в 20-е годы ХХ века

активное участие приняли:

• В.А. Артемов

• Г.И. Челпанов

• К.Н. Корнилов

3. В концепции инстинктов социального поведения утверждается, что:

• людей вместе (в обществе) удерживает стадный инстинкт

• механизмы социальной адаптации тождественны у человека и животных

• причины социального поведения человека связаны с врожденными инстинктами

4. В процессе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов:

• интерпретация его поведения и попытка понять причины его поведения

• построение собственной стратегии поведения

• построение стратегии воздействия на собеседника

• эмоциональная оценка другого

5. В рамках интеракционизма коммуникация рассматривается, прежде всего, как:

• обмен символами и выработка единых значений и смыслов

6. В рамках психоаналитического направления в социальной психологии утверждается, что основным

источником активности индивида является:

• стремление снять внутреннее напряжение за счет удовлетворения первичных

потребностей

7. В социальной психологии под рефлексией понимается:

• осознание действующим субъектом того, как он воспринимается партнером по общению

8. В структуре предмета социальной психологии выделяют следующие аспекты:

• личность в группе и общении

• общение

• психология больших социальных групп и движений

• социальные группы

9. В схеме наблюдения Р. Бейлса область негативных эмоций включает:

• несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма

10. Ведущей социально-психологической проблемой когнитивистского направления является:

• проблема принятия решения

11. Вопрос о статусе социальной психологии в настоящее время решен следующим образом:

• вопрос о статусе продолжает быть дискуссионным

• социальная психология является частью психологии

oltest.ru – Онлайн-тесты Социальная психология

Актуальную версию этого файла

Вы всегда можете найти на странице 2/6 22 января 2015 г.

https://oltest.ru/files/

12. Вывод о том, что различные формы социальной психики являются качественно новым

образованием, а не среднеарифметической суммой индивидуальных психик, был впервые

сформулирован:

• в психологии народов

13. Если наблюдатель является экстерналом, то причины поведения индивида, которого он наблюдает,

будут видеться ему:

• во внешних обстоятельствах

14. Значение психологии народов заключается в том, что:

• в рамках этой концепции обосновывается существование коллективной психики и

сознания, не сводимых к индивидуальному сознанию

• в этой теории показано существование феноменов, которые порождены не

индивидуальным, а коллективным сознанием

15. Идентификация:

• выражается в уподоблении себя другому человеку

• является одним из механизмов усвоения опыта

16. Источник социального поведения индивида усматривается сторонниками гуманистической

психологии в:

• диалектическом единстве стремления личности к самоактуализации и редукции

напряжения

17. К когнитивистскому направлению в социальной психологии относятся:

• теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера

• теория коммуникативных актов Т. Ньюкома

• теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума

• теория сбалансированных структур Ф. Хайдера

18. К коммуникативным барьерам непонимания относятся:

• логический

• семантический

• стилистический

• фонетический

19. К невербальным видам коммуникации относятся:

• оптико-кинетическая система знаков

• паралингвистическая система знаков

• экстралингвистическая система знаков

20. К общеметодологическому уровню проблем социальной психологии относятся:

• проблема динамики малой группы

• проблема коммуникации в больших социальных группах

21. К психологическим характеристикам группы относятся:

• групповые интересы

• групповые нормы

• групповые потребности

• групповые цели

• групповые ценности

oltest.ru – Онлайн-тесты Социальная психология

Актуальную версию этого файла

Вы всегда можете найти на странице 3/6 22 января 2015 г.

https://oltest.ru/files/

22. К уровню специальной методологии в социальной психологии относятся:

• анализ группы как субъекта группового сознания

• анализ совместной деятельности группы

• изучение генезиса групповых целей и ценностей

• изучение групповой динамики в различных условиях

23. К эффектам социальной перцепции относятся:

• эффект первичности

24. Коммуникативные барьеры непонимания возникают:

• в связи с различными знаковыми средствами передачи сообщения

• вследствие принадлежности субъектов общения к разным социальным слоям

• вследствие разного уровня развития и владения речью

• при различиях в идеологии и различиях в представлениях о структуре и смысле власти

25. Коммуникативные барьеры отношений возникают, если:

• в процессе контакта возникают негативные чувства

• в процессе контакта возникают негативные эмоции

26. Конструктивные функции конфликта проявляются в том, что он:

• изменяет условия и обстоятельства общения

• обнаруживает существующие противоречия

27. Концепции психологии масс содержали в себе важные социально-психологические

закономерности:

• взаимодействия людей в толпе

• влияния средств массовой культуры на общественное и индивидуальное сознание

• отношений массы и элиты

28. Межличностные конфликты представляют собой:

• столкновение взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга,

либо несовместимы в данный момент

29. На смысловом уровне установки:

• определяют отношение личности к объектам, имеющим личностное значение для индивида

30. Непосредственными создателями психологии масс были:

• С. Сигеле и Г. Лебон

31. Обоснованность (валидность) инструмента социально-психологического исследования выражается

в его:

• способности измерить именно те характеристики объекта, которые и нужно измерить

32. Общение – это полифункциональный процесс. В зависимости от критерия, выделяют различные

функции. По какому критерию выделены следующие функции общения: контактная, информационная,

побудительная, координационная, понимания, амотивная, установления отношений, оказания

влияния?

• цель общения

33. Общение – это:

• производство индивидами их общего

• процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов

• процесс установления и развития контактов между людьми

34. Опосредованное общение – это:

• нет правильного ответа

35. Опосредованное общение:

• обеспечивается при помощи различных средств (телефон, письмо и т.д.)

• происходит в ситуациях, когда субъекты отделены друг от друга временем или расстоянием

• характеризуется затрудненной обратной связью

• характеризуется неполным психологическим контактом

36. Открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов

взаимодействия называется:

• конфликт

37. Отличительными особенностями внушения как особого вида воздействия являются:

• передача информации, основанная на ее некритичном восприятии

38. Отсутствие стремления, как к достижению собственных целей, так и к удовлетворению интересов

другого называется:

• конкуренция

39. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся

следствием:

• дефицита информации о какой-либо непонятной новости

• дефицита информации о какой-либо пугающей ситуации

• избытка информации о какой-либо пугающей ситуации

• избытка информации о непонятной новости

40. Под социальной перцепцией понимается:

• социальная детерминация перцептивных процессов

41. Подражание как социально-психологический механизм:

• выражается в следовании какому-либо примеру, образцу

42. Приписывание индивиду причин поведения называется:

• нет правильного ответа

43. Приписывание одним индивидом другому тех или иных причин поведения происходит на основе:

• анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации

• аналогий

• принципа подобия с известным

• сложившихся схем каузальной атрибуции

• сходства поведения этого другого с каким-нибудь лицом, известным первому

44. Процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на

психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или

дополнительно к нему называется:

• заражение

45. Психологическое заражение – это:

• особый механизм влияния

46. Регулятивная роль впечатлений, возникающих у индивидов, вовлеченных в межличностное

общение, связана с тем, что:

• познавая в общении другого, формируется и сам познающий индивид

• точность понимания другого человека обусловливает эффективность совместной с ним

деятельности

47. Согласно теории Т. Парсона, элементами структуры единичных действий, из которых складывается

взаимодействие, являются:

• деятель, «другой», нормы, ценности, ситуация

48. Социальная установка на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент,

называется:

• аттракция

49. Специфика межличностного информационного обмена определяется:

• влиянием пространственно-временного контекста на содержание информации

• возникновением коммуникативных барьеров

• многоуровневостью передачи информации

• наличием процесса психологической обратной связи

50. Способами проверки информации на достоверность являются:

• измерение одного и того же свойства разными наблюдателями

• повторное измерение

• расщепление шкалы

51. Стратегия взаимодействия – это:

• совокупность доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими

людьми

52. Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому называется:

• конкуренция

• соперничество

53. Стремление субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с

учетом интересов противоположной стороны, называется:

• компромисс

54. Стремление субъектов взаимодействия к поиску альтернатив, полностью удовлетворяющих

интересы обеих сторон, называется:

• сотрудничество

55. Термин «интерактивная сторона общения» обозначает:

• аспект коммуникативного процесса

• внутреннюю, психологическую структуру деятельности

56. Функционализм как направление в социальной психологии возник под влиянием:

• эволюционной теории Ч. Дарвина и теории социального дарвинизма Г. Спенсера

57. Функциональная единица взаимодействия – акт, по мнению Мида, состоит из четырех фаз:

• фаза побуждения, фаза уточнения ситуации, фаза непосредственного действия, фаза

завершения

58. Целевые установки:

• определяют относительно устойчивый характер протекания деятельности

• связаны с конкретными действиями

• связаны со стремлением человека довести до конца начатое дело

59. Центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что:

• личность формируется во взаимодействии с другими личностями и механизмом этого

процесса является установление соответствия действий личности тем представлениям о ней,

которое складывается у окружающих

60. Центральной идеей бихевиоризма в социальной психологии является:

• идея подкрепления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: