Особенности проектирования дорожной конструкции при отсыпке насыпи на болотах

В основу проектного решения на участке болот может быть положен один из двух принципов: удаление слабого грунта, замена его или применение эстакад, использование слабого грунта в качестве основания насыпи с применением мероприятий, обеспечивающих устойчивость основания, ускорение его осадки, прочность дорожной одежды. Принцип и конкретное проектное решение по конструкции насыпи выбирается на основе технико-экономического сравнения вариантов. Использование слабого грунта во многих случаях существенно снижает стоимость и трудоемкость работ, повышает темпы строительства, поэтому отказ от его использования должен быть обоснован технико-экономическим анализом с учетом конкретных условий. Такой анализ осуществляется на основе прогнозов устойчивости, конечной величины длительности осадки слабой толщи при возведении на ней насыпи. Земляное полотно на слабых грунтах проектируют в комплексе с дорожной одеждой с учетом общих требований, предъявляемых к ним, и следующих дополнительных требований, обусловленных особенностями слабых фунтов: устойчивости — не допускается возможность выпора (или выдавливания) слабого грунта из-под насыпи в период ее эксплуатации; стабильности — не допускается устройство до­рожной одежды до завершения консолидации слабого грунта в основа­нии насыпи; прочности — упругие прогибы, колебания дорожной одежды и насыпи, вызываемые действием транспортной нагрузки, не должны превышать величины, допустимые для принятого типа покрытия. При разработке рабочего проекта и рабочей документации необходимо иметь следующие материалы инженерно-геологических изысканий: геологический профиль болота по оси дороги (на расчетных поперечниках с указанием стратиграфического строения болотной залежи и положения уровня грунтовых вод); основные физические (влажность, плотность, коэффициент пористости, степень разложения, содержание органических веществ и карбонатов кальция) и механические (сопротивление сдвигу по крыльчатке, результаты компрессионных испытании) характеристики выделенных однородных слоев болотной залежи; геотехнические модели болотной залежи с выделенными слоями и расчетными показателями, построенные с использованием статистических методов обработки результатов испытаний; характеристики грунтов минерального дна болота (гранулометрический состав и водопроницаемость); расчетные характеристики (прочностные и деформационные) грунтов земляного полотна и материалов конструктивных слоев дорожной одежды.

Проектирование земполотна ведётся на болотах следующим образом: 1. По продольному профилю намечают высоты насыпи. 2. Рассчитывают осадку насыпи: S=Sсж+Sотд,

где Sсж − величина сжатия торфа;

Sотд − осадка вызванная выдавливанием слабых пород торфа в стороны; 3. Проверяют прочность в дорожной одежде:

Еф ≥ Етр,

где Еф, Етр − соответственно фактический и требуемый модули упругости; 4. Проверяют устойчивость насыпи против опрокидывания или погружения в слабое основание:

Ку=Рбез/Ррасч ≥ 1.

Мероприятия по повышению устойчивости насыпи: 1. увеличивают ширину насыпи по низу за счёт уполаживания откосов. 2. Устройство насыпных берм. 3. Частичное выторфовывание. 4. Уменьшение высоты насыпи. 5. Метод послойной отсыпки. 6. Производят расчёт времени осадки. Для уменьшения времени осадки проводят следующие операции: 1. Устройство временной пригрузки. 2. Послойная отсыпка с пригрузкой. 3. Устройство вертикальных дрен и дренажных прорезей. 4. Осушение.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: