Практическая часть. Задание 1. Анализ и интерпретация материалов опроса, проведенного при помощи блицанкеты

Задание 1. Анализ и интерпретация материалов опроса, проведенного при помощи блицанкеты. Учебная группа выступает в качестве респондентов. После заполнения и первичной обработки своих ответов студенты совместно с преподавателем обсуждают полученные результаты, их возможную интерпретацию. Специально анализируется качество вопросов анкеты с точки зрения человека, на них отвечающего.

Задание 2. Анализ готовой анкеты. Суть задания состоит в том, что студенты проводят методическую экспертизу готовых (использованных в каких-либо исследованиях) анкет, их соответствия правилам разработки опросника. Анализируются форма представления вопросов, соответствие формально-содержательным требованиям, а также соответствие целям проводимого опроса (которые реконструируются по содержанию вопросов). Намечаются возможные пути коррекции данной анкеты, если в этом есть необходимость.

Задание 3. Разработка плана, проведение пилотажа и анализ результатов полевого блицинтервью. На первом занятии группа разрабатывает план блицинтервью по выбранной теме, выбирает объект, договаривается об объеме выборки опрашиваемых. Затем проводится пилотажное интервью, результаты которого обсуждаются на следующем занятии, анализируются качество плана интервью, возможные изменения в нем для получения более достоверной информации.

Задание 4. Разработка анкеты для заочного опроса и проведение пилотажа с последующей коррекцией первого варианта анкеты. Лучше, если приглашается реальный заказчик, заинтересованный в создании анкеты и проведении опроса, ставящий перед студентами конкретную задачу. Группа разбивается на несколько подгрупп, каждая из которых разрабатывает свой вариант анкеты. После совместного обсуждения всех вариантов подгруппы проводят пилотаж (или по единому общему варианту, или каждая по своему), а после обработки и анализа результатов пилотажа заказчику предоставляется один или несколько вариантов апробированной анкеты.

ЛИТЕРАТУРА

Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969. С.110-144

Лекции по методике конкретных социальных исследований. Под ред. Г.М. Андреевой. М., 1972. С.93-142

Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М., 1978.

Рабочая книга социолога. М., 1976

Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. 2-е изд. М., 1988

Тема 8

МЕТОД ИНТЕРВЬЮ

Интервью (англ. interview, дословно - междувзгляд) – способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. В отличие от анкетного опроса интервью предполагает непосредственный контакт респондента и интервьюера. В социальной психологии различают: социологический опрос (получение информации о массовых процессах) и социально-психологический опрос (выявление глубинных характеристик, внутренних механизмов формирования поступков, мнений, интересов), содержать как качественные, так и количественные данные.

Метод интервью применяется в социологии, психологии, журналистике, медицине, криминологии, управлении персоналом. Исторически первым было применение интервью в психиатрии в качестве клинической, глубинной беседы с пациентом. При этом интервью использовалось как в качестве метода получения информации о больном, так и в качестве метода оказания терапевтического воздействия. С развитием эмпирических социальных исследований интервью постепенно становится одним из основных методов сбора первичной -информации наряду с анкетированием.

В основе социально-психологического интервью лежит стремление понять человека с помощью беседы. Интервью осуществляется при помощи специально подготовленного лица – интервьюера, или самим социальным психологом. Однако в процессе такого общения цели заданы «извне» программой исследования, а роли собеседников не равны. Даже форма так называемого «свободного интервью» выступает как, целенаправленная беседа, т.е. «импровизация по правилам», момент управления беседой всегда присутствует: интервьюер является инициатором общения. Тема интервью определяется исследователем, он контролирует ход беседы и добивается, чтобы собеседник отвечал на поставленные вопросы. Вместе с тем, интервьюер – не экзаменатор и не судья. От тесноты контакта и взаимопонимания в исследовательском общении во многом зависит успех интервью, качество получаемой информации. Таким образом результат интервью определяется знаниями, синзитивностью, эмпатией интервьюера, его невербальным и вербальным поведением.

В проведении социально-психологического интервью в настоящее время можно выделить две методологические ориентации: эмпирическую и постмодернистскую. Методологический выбор исследователя в значительной степени видоизменяет методику и технику метода интервью. Первая из ориентаций имеет целью выявление скрытого содержания сказанного респондентом. Эта ориентация делает акцент на эмпирическом анализе и на однозначности интерпретаций полученных текстов, объективность результатов обеспечивается с помощью их количественного выражения, структурирования, формализации интервью. Нормы поведения интервьюера жестко закрепляются. Опрашиваемый в данном случае – объект для эмпирического анализа, а коммуникативные искажения должны быть предельно минимизированы. Этот тип интервью используется для получения информации о массовых процессах, в опросах экспертов на подготовительном этапе исследования, для пилотажной проверки качества инструментария.

Методологическая ориентация, вдохновляемая постмодернистской философией, в особенности герменевтикой и постструктурализмом полагает необходимым проникновение в собственное смысловое содержание жизненного мира личности, описание переживаний, интерпретацию смыслов. Интервью, с этой точки зрения, становится диалогом. Становится важным формирование нового содержания в ходе взаимодействия участников интервью. Степень свободы интервьюера здесь выше. Приветствуются разные взгляды. Интервьюируемый рассматривается как источник информации. Число респондентов составляет 15±10. Такое интервью может быть самостоятельным методом исследования. Интервью используется для понимания мира с точки зрения опрашиваемого. Доминирует качественный анализ. Методы повышения надежности интервью здесь иные: конденсация смыслов, категоризация значений, нарративное структурирование, интерпретация смысла, ситуативное порождение смысла.

Социальные психологи больше работают с помощью качественных методов и сегодня их исследования все чаще занимают место в континууме постмодернистской ориентации.

Однако при любой методологической ориентации надежность результатов зависит от качества инструментария и процесса проведения интервью. Итак, знание в интервью рождается в межличностном взаимодействии и в этом заключаются как основные трудности, так и достоинства метода.

Преимуществами интервью являются:

● высокое качество данных; (это объясняется тем, что специально обученный интервьюер лично руководит опросом и контактом с глазу на глаз интервьюера и интервьюируемого);

● возможность сочетания метода опроса и наблюдения;

● результаты исключительно высоки в случаях, когда анкета очень длинна и сложна;

● возможность использовать визуальные стимулы;

● контроль интервьюером понимания респондентом отдельных вопросов опроса или сложных инструкций;

● полнота и продуманность ответов, высокая степень достоверности;

● возможность ставить много открытых вопросов;

● самая высокая доля ответивших на вопросы интервью, более серьезное отношение информанта к беседе;

● возможность проводить опросы среди узкой или труднодоступной целевой группы.

Основным недостатком интервью является их высокая стоимость и длительность исследования. Необходимы специальная подготовка интервьюеров, набор респондентов, поездки на место интервью. Отбор действительно случайных выборок для опроса методом интервью часто просто невозможно осуществить в силу больших затрат времени и денег. Поэтому возникает проблема обобщения результатов на более широкий круг респондентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: