Спонтанные игры

Спонтанными называются такие ролевые игры, ситуации для кото­рых придумывают сами обучающиеся и затем предлагают их всей группе. На их основе и строится дальнейшая игра с привлечением других членов группы и тех, кто соприкасается в реальной жизни с похожей проблемой, чтобы дать возможность поэкспериментировать с различными под­ходами.

Здесь также можно использовать метод обмена ролями.

Метод спонтанных игр очень удобен для того, чтобы на­чать процесс перенесения знаний из группы в реальную жизнь. При­обретенные умения и навыки применяются для решения реальных задач в безопасной обстановке, и учащиеся видят, что их обучение носит практический характер. Обычно этот метод очень хорошо вос­принимается, так как люди исполняют значимые для себя роли, либо действуют на основе личного опыта.

Обучение происходит как во время обсуждения, так и в течение самой игры (которую можно проводить несколько раз, чтобы выяс­нить эффективность различных подходов). Кроме того, идет процесс закрепления более ранних уроков.

Метод спонтанных ролевых игр очень удобен для того, чтобы на­чать процесс перенесения знаний из группы в реальную жизнь. При­обретенные умения и навыки применяются для решения реальных задач в безопасной обстановке, и учащиеся видят, что их обучение носит практический характер. Обычно этот метод очень хорошо вос­принимается, так как люди исполняют значимые для себя роли либо действуют на основе личного опыта.

Созданные персонажи должны быть реалистичными и легко узнаваемыми. Нужно привести краткую информацию о них (опыт, возраст, занимаемая должность и т. д.). С другой стороны, не следует перегру­жать персонажи мельчайшими подробностями. Участники должны иметь простор для собственной интерпретации роли. Заданные ха­рактеристики вместе с описанием предлагаемых мнений и действий формируют только основу роли.

Чтобы придать игре живость и убедиться, что она не закончится через две минуты, нужно включить в нее элемент разногласия или поставить участникам различные цели. Можно набросать в общих чертах, в чем заключается разница во мнениях, какие есть слабые места и пробелы. Это поможет сосредоточить внимание на конкретных про­блемах.

Могут возникнуть трудности с распределением женских и мужских ролей. В идеале все роли должны быть универсальными, подходящими обо­им полам. Следует пользоваться простым, понятным языком и стараться не затягивать время подготовки, потому что время, затра­ченное на простое восприятие информации, само по себе непродуктив­но. Однако при рассмотрении более сложных ситуаций иногда возника­ет реальная потребность подробно донести необходимое количество информации, чтобы более реалистично обрисовать обстоятельства и указать на существование нескольких вариантов развития ситуации.

Составление новой игры требует немалых затрат време­ни, но стоит того, если с помощью хорошо знакомой для группы си­туации тренер сможет «зацепить» интерес и воображение учащихся. Это придаст им больше энтузиазма и улучшит результаты обучения. Од­нако обсуждение таких игр обычно сложнее, так как нелегко отделить происходившее в игре от реальности, чтобы сконцентрироваться на последствиях поведения участников.

Практическое задание: проведение деловой игры в студенческой группе. Можно предложить участникам некоторые примерные раздаточные материалы, которые позволили бы сформировать навыки ведения деловых игр.

1. СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Общее впечатление о ролевой игре. Хорошо ли она прошла?

2. Что именно было хорошо? Приведите примеры. Постарайтесь ог­раничиться двумя или тремя самыми яркими.

3. Какие моменты были не столь удачными? Приведите примеры. Как и ранее, ограничьтесь самыми важными.

4. Попытайтесь добиться от участников предложений (или, если у них не получится, сделайте это сами) относительно возможных альтернативных способов решения проблемы, которые могли бы дать лучшие результаты.

5. Подведите итоги и убедитесь, что всем все понятно.

2. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ, ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

1. Участники делятся впечатлениями по поводу того, как прошла игра. Удалось ли им достичь того, к чему они стремились? По их мне­нию, они добились успеха? Какие чувства они испытывали в раз­личные моменты игры?

В процессе подведения итогов своей работы участники зачастую сами касаются неудачных моментов. В таких случаях третьей сто­роне (наблюдателю или тренеру) не нужно делать критических заме­чаний. Нередко люди слишком критично оценивают свои действия, и когда это происходит, желательно, чтобы другие члены группы отме­тили положительные моменты: «Все было не так уж плохо, как вам кажется, потому что...» Здесь важно понимать, что самооценка - самый лучший способ осознания необходимости измениться. Следует обсудить все поднятые вопросы.

2. Наблюдатели и другие члены группы высказывают конкретные комментарии. За этим следит тренер, предоставляя возможность высказаться как можно большему числу людей и ограничивая их выступления несколькими замечаниями.

Наблюдения и комментарии наблюдателя помогают и ему, и участникам извлечь больше уроков из игры..

3. Необходимо, чтобы участники сначала выслушали все замечания, потом они смогут их прокомментировать.

4. Перед завершением тренинга тренер должен отметить другие важ­ные моменты, которые были упущены и до сих пор не упомина­лись, а затем сделать обобщающие выводы. При подведении ито­гов необходимо:

· сконцентрироваться на навыках (уроках, выводах), которые долж­ны были быть извлечены;

· попытаться абстрагироваться от происшедшего, чтобы иссле­довать результаты конкретных событий и моделей поведения;

· поздравить и поблагодарить участников за работу.

3. ТАБЛИЦА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РОЛЕВОЙ ИГРОЙ

Записывайте как положительные, так и отрицательные наблюдения.

Пункты наблюдения Примеры поведения и последствия
Вступление Была ли создана непринужденная обстановка? Как проходил выбор места действия, усаживание, выбор стульев, соблюдение формальностей? Была ли ясна позиция участников и их цель?  
Основная часть Внимание к собеседнику, использование вопросов, слушание. Слаженность действий участников и соблюдение ими правил игры. Структура и направление беседы. Язык телодвижений; характерные стили поведения. Взаимопонимание и соглашение. Кто больше говорит?  
Заключение Полученный результат, чувства в конце, согласие или соглашение. Выводы. Общая эффективность Были ли достигнуты цели?  
 

Просьба студентам составить памятку для участников игры и составить план проведения игры. Затем можно обратиться к примерным схемам и обсудить результаты и формы, предложенные студентами.

4. ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Вам сейчас предстоит участвовать в ролевой игре. Прочитайте пред­ложенные ниже рекомендации, они могут оказаться полезными для вас.

1. От вас не требуется быть хорошим актером или развлекать собрав­шихся. Цель ролевой игры - смоделировать ситуацию, в которой вы могли бы отработать определенные навыки. Когда вы будете читать описание, попытайтесь представить себе эту ситуацию и ведите себя наиболее естественным для вас образом. Но помните о том, что роль может предполагать подход, несколько отличаю­щийся от того, к которому вы, возможно, привыкли.

2. Вы (и другие участники) имеете возможность поэкспериментиро­вать с различными подходами и стилями поведения. Поэтому по­пытайтесь определить на практике самый лучший, по вашему мне­нию, путь выхода из предлагаемой ситуации.

3. Описание ситуации - это всего лишь то, от чего нужно отталки­ваться. Оно помогает создать обстановку. Не ограничивайте себя рамками описания, так как это может нарушить непосредствен­ность общения. Пусть роль развивается в том направлении, как это могло бы происходить в реальных условиях. По мере развития си­туации реагируйте в соответствии с поведением и ответными ре­акциями других участников.

4. Если вам не хватает информации, чтобы отвечать на вопросы или давать объяснения, вы можете использовать свои собственные мыс­ли и соображения. Главное, чтобы ваши импровизации вписыва­лись в роль и были правдоподобными.

5. ПИМЕРНЫЙ ПЛАН, ОТРАЖАЮЩИЙ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ

1. Объясните цель занятия и собственно ролевой игры. Перечисли­те, с какими навыками будет проходить работа.

2. Выберите участников, поддержите в них оптимистический настрой относительно успешного их участия в игре.

3. Раздайте краткие описания ролевой игры, памятки для участни­ков (раздаточный материал 4), если это требуется, и отведи­те достаточно времени на подготовку. Подробности можно найти в комментариях к каждой ролевой игре.

4. Выберите наблюдателей, объясните им, что от них требуется, раз­дайте им те же, что и участникам, краткие описания ситуации, а также таблицы для ведения наблюдений (аналогичные раздаточ­ному материалу 3).

5. Поощряйте у участников творческое отношение к роли и разви­тию ситуации.

6. Убедитесь, что каждому понятна его роль и задача. Будьте готовы отвечать на вопросы и давать разъяснения.

7. Начинайте ролевую игру, и пусть она продолжается, пока не бу­дут достигнуты приемлемые результаты, или у участников закон­чатся аргументы, или иссякнет возможность двигаться вперед, или перестанут практиковаться навыки. В случае, если кто-либо из участ­ников слишком сильно переживает, нужно сделать паузу, разобрать ситуацию и продолжить игру.

8. Проведите обсуждение. Пусть первыми выскажутся участники, затем наблюдатели. Тренеру необходимо следить за направлени­ем дискуссии, чтобы было уделено внимание всем важным момен­там. Основные вопросы, которые должны последовать за игрой, приводятся в комментариях к каждой ролевой игре (см. раздаточ­ный материал 1 и 2).

9. Подведите итоги, указывая на удачные моменты, основные уроки, которые были извлечены, и те особенности, на которые нужно об­ратить внимание в будущем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: