Необходимость проведения ролевой игры может возникнуть по различным причинами. Например, член группы начинает настаивать, что предлагаемая им модель поведения единственно правильная. В такой ситуации тренер может предложить спонтанную игру, например: «Это очень интересно. Почему бы нам не попробовать? Вы будете... а вы... Посмотрим, что у нас получится». Это очень эффективный способ доказательства или опровержения таких непререкаемых утверждений и советов. Когда член группы говорит: «Если бы я был на месте начальника, я бы...», его можно попросить исполнить роль начальника и прояснить ситуацию. Возможно, тренер захочет сам сыграть роль, если ему кажется, что так лучше удастся продемонстрировать определенную модель поведения.
Необходимость проведения неформальной игры может возникнуть и в случае, когда один из членов группы говорит: «У нас на работе есть человек, который...» Тогда его нужно будет попросить подробнее описать ситуацию, тщательно ее обсудить и обыграть, применяя один или несколько подходов, предложенных во время обсуждения.
|
|
Тренер должен следить за подобными сигналами и сразу же проводить на их основе игры, чтобы расширить возможности обучения.
Демонстрационная игра
В самой простой своей форме демонстрационная ролевая игра представляет собой образец поведения для подражания. Она демонстрирует «правильную реакцию» на конкретную ситуацию. Очевидный недостаток этого метода в том, что, предлагая всего лишь одну модель поведения, можно создать впечатление, что эта модель единственно правильная для конкретной ситуации. Однако демонстрационные игры могут очень пригодиться на этапе ознакомления с ролевыми играми. С особым успехом они используются для объяснения нормативного поведения, так как дают возможность обсудить его эффективность.