Ранжирование факторов по степени влияния на стоимость складской грузопереработки.
В процессе выполнения предыдущих заданий было изучено влияние факторов A1~A6 на объем и стоимость грузопереработки на складе. В свою очередь, эти факторы зависят от условий договоров с контрагентами предприятия оптовой торговли, т.е. от принимаемых коммерческих решений. Следовательно, предприниматель должен знать, какой из факторов оказывает наибольшее влияние на стоимость грузопереработки, и учитывать это при заключении договора с поставщиком или покупателем.
Все операции с товарами на складах оптовой торговли с точки зрения полезности для покупателя можно разделить на две группы:
- операции, не влияющие либо слабо влияющие на уровень оказываемого покупателям сервиса (разгрузка прибывшего на склад товара, операции в приемочной экспедиции, входной контроль и др.);
- операции, оказывающие прямое влияние на уровень предоставляемого покупателям сервиса (подбор ассортимента по заказу покупателей, организация централизованной доставки заказа, погрузка транспорта покупателя и др.).
|
|
Критерием правильности коммерческого решения по первой группе операций может служить минимум затрат на внутрискладскую грузопе-реработку. Решение по второй группе принимается на основе маркетингового исследования рынка услуг. Критерием здесь является оптимальное значение уровня сервиса.
Методические указания
При выполнении данного задания необходимо определить, как будет влиять на общую стоимость грузопереработки сокращение потока на том или ином участке на одну и ту же величину. Полученная информация позволит повысить обоснованность принимаемых решений, так как при заключении договоров с поставщиками коммерческая служба будет знать, что более существенно снижает стоимость грузопереработки:
— снижение доли груза, поступающего в нерабочее время и проходящего через приемочную экспедицию (фактор А1);
— снижение доли поступающего груза, который необходимо пропустить через участок приемки (фактор А2);
— снижение доли груза, поступающего в непакетированном виде и требующего ручной разгрузки (фактор А6 ).
Данное задание выполняется путем поочередного снижения величины факторов на 10%, что в нашем случае соответствует снижению одноименных потоков на 500 т/год (в рамках данного задания предусмотрено проведение расчетов для факторов, зависящих от условий договора с поставщиками, т.е. для факторов А1, А2 и А6).
Пример расчета для фактора А1. Входной материальный поток на склад равен 5000 т/год (данные берутся из предыдущих заданий в соответствии с номером варианта). Через приемочную экспедицию проходит 15% всех грузов (т. е. А1 = 15%). При снижении доли проходящих через приемочную экспедицию грузов до 5% уменьшается объем и соответственно стоимость работ в самой экспедиции, а также объем и стоимость работ по ввозу грузов в экспедицию. Необходимо рассчитать суммарное снижение стоимости грузопереработки, для чего заполняем табл. 1.5. Начальное значение фактора А1 = 15%, новое — 5%. Меняющиеся потоки — № 2 и 4 (рис. 1.2).
|
|
Таблица 1.5
Расчет влияния отдельных факторов на стоимость грузопереработки
Наименование фактора | Значение фактора, % | Номера меняющихся потоков | Изменение общей стоимости грузопереработки | ||
начальное | новое | у.д.е/ год | % | ||
Факторы, зависящие от условий договора с поставщиками | |||||
A1 — доля товаров, поставленных на склад в нерабочее время | 2,4 | 1,8 | |||
А2: — доля товаров, проходящих через участок приемки склада | |||||
А6 — доля товаров, загружаемых в транспортное средство при отпуске со склада вручную |
Расчеты по потокам
Поток № 2:
ранее в приемочной экспедиции обрабатывалось 750 т/год,
стало обрабатываться 250 т/год.
Стоимость работ на потоке:
до изменения фактора А1 750x2=1500 у.д.е./год,
после изменения 250x2 = 500 у.д.е./год.
Изменение стоимости работ на потоке 1500-500 = 1000 у.д.е./год.
Поток № 4:
ранее в приемочную экспедицию перевозилось 750 т/год,
стало перевозиться 250 т/год
Стоимость работ на потоке
до изменения фактора A1 750 х 0,6 = 450 у.д.е./год,
после изменения 250 х 0,6 = 150 у.д.е./год.
Изменение стоимости работ на потоке 450-150 = 300 у.д.е./год.
Общее изменение стоимости грузопереработки на складе, в результате уменьшения значения фактора А1 1000+ 300 = 1300 у.д.е./год.
Изменение стоимости грузопереработки в процентах к общему объему составит (1300/70750) х 100 ≈ 1,8%.
В результате выполнения задания в гр. 6 табл. 1.5 факторы ранжируются по степени влияния на стоимость внутри-складской грузопереработки.
Рис. 1.2. Движение материальных потоков от участка разгрузки до зоны хранения и отборки
Для выполнения расчетов по теме №1 студентам необходимо выбрать вариант задания из таблицы 1.6 в соответствии с номером по журналу.
Таблица 1.6
№№ варианта | Т | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 |
|
|