Выбор местоположения должен осуществляться в зависимости от цели будущего предприятия. На выбор влияет ряд факторов (рис. 2.3).
Рис. 2.3 Факторы, влияющие на принятие решения о местоположении
Факторы выбора будущего местоположения предприятия выражаются в:
· количественных измеряемых параметрах (транспортные издержки и т.п.);
· качественных неизмеряемых параметрах (уровень жизни и т.п.).
Решение рассматривается:
· глобально (мировая экономика в целом);
· на уровне страны;
· на уровне региона;
· на локальном уровне.
Методы выбора месторасположения:
· модель транспортных издержек и оптимизации;
· метод, основанный на инвестициях;
· анализ на основе расчета коэффициента полезного действия.
Пример расчета коэффициента полезного действия при выборе месторасположения приведен в табл. 2.1.
Таблица 2.1. Расчет коэффициента полезного действия при выборе месторасположения
Требования к месту расположения, критерии Zi | Значимость gj | Альтернативы | |||
A | B | ||||
частная оценка значимости nij | gj * nij | частная оценка значимости nij | gj * nij | ||
Z1: транспортные связи | 0,2 | 1,8 | 0,6 | ||
Z2: обеспеченность рабочей силой | 0,3 | 0,9 | 1,8 | ||
Z3: возможности расширения | 0,3 | 2,7 | 1,8 | ||
Z4: близость к рынку труда | 0,1 | 0,6 | 0,3 | ||
Z5: открытость производства | 0,1 | 0,6 | |||
Коэффициент полезного действия | 6,0 | 5,1 |
Шкала оценок: очень хорошо – 9; хорошо – 6; удовлетворительно – 3; неудовлетворительно – 0.