В.И. Загвязинский, М.П. Зайцев,
ПН. Кудашов, О.А. Селиванова,
Ю.П. Строков
Основы
СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Под редакцией доктора педагогических наук,
профессора, члена-корреспондента РАО
П.И. Пидкасистого
Рекомендовано
Ученым Советом Педагогического общества России
в качестве учебного пособия
для студентов педагогических вузов и колледжей
Педагогическое общество России Москва 2002
ББК 74.6 314
Загвязинский В.И., 3 айцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строэсов Ю.П.
314 Основы социальной педагогики: Учебное посо-
бие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 160 с. ISBN 5-93134-160-9»
В пособии раскрыты исторические и социальные истоки социальной педагогики, ее основные понятия и функции, особенности социально-педагогической работы в различных институтах воспитания, в том числе в общественных организациях и объединениях молодежи. Особое внимание уделено процессу социализации и социальному воспитанию в семье.
Пособие адресовано студентам педагогических университетов, педагогических институтов и колледжей.
ББК 74.6
© В. И. Загвязинский, М.П. Зайцев Г.И. Кудашов, О.А. Селиванова Ю. П. Строков, 2002 ISBN 5-93134-160-9 © Педагогическое общество России. 200fc
Введение
Серьезные изменения, происшедшие в нашей стране запоследние годы, трудное, болезненное, но настойчивое продвижение общества к многоукладной рыночной экономике и демократическому устройству серьезно изменили цели, содержание и функции образования, расширили его границы.
Переход к свободному предпринимательству, конкуренции в условиях неокрепшей демократии усилил социальную напряженность, конфликты, неустроенность и незащищенность значительной части населения и, в первую очередь, — детей, инвалидов и пенсионеров. Усилилась агрессивность общества. Умножились ряды малоимущих людей, утерявших жизненные перспективы, нуждающихся во всесторонней помощи и поддержке.
Присущие образованию и воспитанию педагогические функции оказались необходимыми в сфере социальной работы и социальной помощи семье, престарелым, безработным, больным, инвалидам, беженцам, одиноким, бездомным, осужденным, да и многим другим, формально благополучным категориям граждан. В этих условиях педагогическое знание становится неотъемлемой частью общей культуры и социальной политики, а образование и социальная помощь призваны играть роль стабилизирующего фактора, хранителя и транслятора духовных ценностей и традиций и на этой основе полнее и последовательнее выполнять свою ос-новую функцию — реализацию возможностей человека, обеспечение его достойного существования и свободного развития.
Многочислен внутренние проблемы, переживаемые нами, а также другими странами мира трудности в той или иной форме побудили и науку. и практику к возрождению идей и подходов воспитания в социальной среде, социального воспитания, иными словами — социальной педагогики.
Социальная педагогика отказывается от преобладающего традиционно в педагогической науке и практике узкого взгляда на воспитание как на формирование личности в специальных, относительно замкнутых педагогических системах (детсад, школа, профтехучилище, вуз и т.д.). Она учитывает, что наиболее сильное влияние на формирование личности, по данным социологов и психологов, оказывают семья и ближайшее социальное окружение (микросреда, микросоциум); что только вся совокупность условий и влияний, в которых происходит развитие человека и которые исходят и от семьи, и от школы, и от учреждений дополнительного образования, и от общественных объединений, и от средств массовой информации, а также социальные установки общества и конкретной микросреды, культурные традиции и многое другое определяют процесс социального формирования личности.
Выявление, организация и использование всего педагогического потенциала социума для стимулирования, развития, реализации индивидуальных возможностей каждой личности и составляют суть социального воспитания и социального педагогического подхода во всех видах социальной работы с детьми и населением (медицинская помощь и профилактика, материальная и психологическая поддержка, юридическая консультация и т.д.). Следует особо подчеркнуть, что без педагогической направленности, без ориентации на внутренний мир человека и его совершенствование социальная работа во многом обесценивается и лишается своего гуманистического смысла.
Значительно усилился социальный аспект работы массовой образовательной школы, которая вынуждена выполнять функции социальной защиты, комплексной реабилитации детей и подростков и их социализации — подготовки к жизни в быстро меняющихся условиях.
Социально-педагогические подходы по-новому актуализировались в профессиональных учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, лечебно-педагогических центрах, социальных и реабилитационных учреждениях. Системa, формы и методики организации социально- педагогической работы — все это сейчас относительно ново, требует поиска, уточнения, корректировки в зависимости от типа микросреды, особенностей ситуации, запросов и возможностей населения. В процессе становления и сама наука о социальном воспитании — социальная: педагогика, хотя она имеет в России давние корни (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.Я. Стоюнин, СТ. Шацкий, А.-С. Макаренко и
Др).
И, конечно же, педагогическая деятельность по существу своему вообще не рецептурна, она всегда должна содержать элемент изысканий лучших, оптимальных для определенной ситуации вариантов.
Сказанное определяет необходимость овладения принципами и методами социально-педагогической деятельности, которая должна осуществляться широким кругом педагогов, социальных педагогов, руководителями образовательных учреждений.
Нужно освоить новые цели ифункции образования и воспитания, прогрессивные технологии, найти гибкие организационные формы, способы органического сочетания педагогических, социально—педагогических, медицинских и иных подходов.
Пособие адресовано студентам педагогических университетов, педагогических институтов и колледжей, уже знакомых с ведущими положениями общей и социальной психологии, педагогики.