Введение. Под редакцией доктора педагогических наук

В.И. Загвязинский, М.П. Зайцев,

ПН. Кудашов, О.А. Селиванова,

Ю.П. Строков

Основы

СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Под редакцией доктора педагогических наук,

профессора, члена-корреспондента РАО

П.И. Пидкасистого

Рекомендовано

Ученым Советом Педагогического общества России

в качестве учебного пособия

для студентов педагогических вузов и колледжей

Педагогическое общество России Москва 2002


ББК 74.6 314

Загвязинский В.И., 3 айцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строэсов Ю.П.

314 Основы социальной педагогики: Учебное посо-

бие для студентов педагогических вузов и коллед­жей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагоги­ческое общество России, 2002. — 160 с. ISBN 5-93134-160-9»

В пособии раскрыты исторические и социальные истоки социальной педагогики, ее основные понятия и функции, особенности социально-педагогической работы в различных институтах воспитания, в том числе в общественных организациях и объединениях молодежи. Особое внимание уделено процессу социализации и социальному воспитанию в семье.

Пособие адресовано студентам педагогических университетов, педагогических институтов и колледжей.

ББК 74.6

© В. И. Загвязинский, М.П. Зайцев Г.И. Кудашов, О.А. Селиванова Ю. П. Строков, 2002 ISBN 5-93134-160-9 © Педагогическое общество России. 200fc


Введение

Серьезные изменения, происшедшие в нашей стране запоследние годы, трудное, болезненное, но настойчивое продвижение общества к многоукладной рыноч­ной экономике и демократическому устройству серьезно изменили цели, содержание и функции образования, расширили его границы.

Переход к свободному предпринимательству, конку­ренции в условиях неокрепшей демократии усилил со­циальную напряженность, конфликты, неустроенность и незащищенность значительной части населения и, в первую очередь, — детей, инвалидов и пенсионеров. Уси­лилась агрессивность общества. Умножились ряды мало­имущих людей, утерявших жизненные перспективы, нуждающихся во всесторонней помощи и поддержке.

Присущие образованию и воспитанию педагогичес­кие функции оказались необходимыми в сфере соци­альной работы и социальной помощи семье, престаре­лым, безработным, больным, инвалидам, беженцам, одиноким, бездомным, осужденным, да и многим дру­гим, формально благополучным категориям граждан. В этих условиях педагогическое знание становится неотъемлемой частью общей культуры и социальной политики, а образование и социальная помощь призваны играть роль стабилизирующего фактора, хранителя и транслятора духовных ценностей и традиций и на этой основе полнее и последовательнее выполнять свою ос-новую функцию — реализацию возможностей человека, обеспечение его достойного существования и сво­бодного развития.

Многочислен внутренние проблемы, пережива­емые нами, а также другими странами мира трудности в той или иной форме побудили и науку. и практику к возрождению идей и подходов воспитания в соци­альной среде, социального воспитания, иными слова­ми — социальной педагогики.

Социальная педагогика отказывается от преоблада­ющего традиционно в педагогической науке и практи­ке узкого взгляда на воспитание как на формирование личности в специальных, относительно замкнутых пе­дагогических системах (детсад, школа, профтехучили­ще, вуз и т.д.). Она учитывает, что наиболее сильное влияние на формирование личности, по данным со­циологов и психологов, оказывают семья и ближайшее социальное окружение (микросреда, микросоциум); что только вся совокупность условий и влияний, в кото­рых происходит развитие человека и которые исходят и от семьи, и от школы, и от учреждений дополни­тельного образования, и от общественных объедине­ний, и от средств массовой информации, а также со­циальные установки общества и конкретной микросре­ды, культурные традиции и многое другое определяют процесс социального формирования личности.

Выявление, организация и использование всего пе­дагогического потенциала социума для стимулирования, развития, реализации индивидуальных возможностей каждой личности и составляют суть социального воспи­тания и социального педагогического подхода во всех ви­дах социальной работы с детьми и населением (меди­цинская помощь и профилактика, материальная и пси­хологическая поддержка, юридическая консультация и т.д.). Следует особо подчеркнуть, что без педагогичес­кой направленности, без ориентации на внутренний мир человека и его совершенствование социальная ра­бота во многом обесценивается и лишается своего гу­манистического смысла.

Значительно усилился социальный аспект работы массовой образовательной школы, которая вынуждена выполнять функции социальной защиты, комплексной реабилитации детей и подростков и их социализации — подготовки к жизни в быстро меняющихся условиях.

Социально-педагогические подходы по-новому ак­туализировались в профессиональных учебных заведе­ниях, учреждениях дополнительного образования, ле­чебно-педагогических центрах, социальных и реабили­тационных учреждениях. Системa, формы и методики организации социально- педагогической работы — все это сейчас относительно ново, требует поиска, уточне­ния, корректировки в зависимости от типа микросре­ды, особенностей ситуации, запросов и возможностей населения. В процессе становления и сама наука о соци­альном воспитании — социальная: педагогика, хотя она имеет в России давние корни (К.Д. Ушинский, Л.Н. Тол­стой, В.Я. Стоюнин, СТ. Шацкий, А.-С. Макаренко и

Др).

И, конечно же, педагогическая деятельность по су­ществу своему вообще не рецептурна, она всегда дол­жна содержать элемент изысканий лучших, оптималь­ных для определенной ситуации вариантов.

Сказанное определяет необходимость овладения принципами и методами социально-педагогической де­ятельности, которая должна осуществляться широким кругом педагогов, социальных педагогов, руководите­лями образовательных учреждений.

Нужно освоить новые цели ифункции образования и воспитания, прогрессивные технологии, найти гиб­кие организационные формы, способы органического сочетания педагогических, социально—педагогических, медицинских и иных подходов.

Пособие адресовано студентам педагогических уни­верситетов, педагогических институтов и колледжей, уже знакомых с ведущими положениями общей и со­циальной психологии, педагогики.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: