Общие сведения. Пусть некоторая сеть задана в виде орграфа (рис

Пусть некоторая сеть задана в виде орграфа (рис. 1), т.е. каждой ориентированной дуге соответствует определенное расстояние. Необходимо найти кратчайший путь из i -го узла сети в ее заданный j -й узел. К этой задаче, известной в исследовании операций как задача выбора кратчайшего пути, сводятся такие практически важные задачи, как задача о замене оборудования, задача о календарном планировании комплекса работ и т.д.

 
 

 
 

                       
   
c65
 
 
   
     
c13
   
c45
   
c14
 
 
 


Рис. 1

Как правило, в сети выделяют один узел, который является конечным (пункт или станция назначения, сток). Задача заключается в отыскании кратчайшего пути в этот конечный узел (на рис. 1 конечным является узел с номером 8) из некоторого другого узла сети (например, из первого узла сети на рис. 1). Величина cij определяет расстояние от i -го узла сети до ее j -го узла.

Величина сij может измеряться в единицах, отличных от единиц длины. Так, например, cij может представлять собой стоимость проезда от i -го до j -го узла сети. Тогда задача заключается в отыскании пути минимальной стоимости. Величина cij может также определять время переезда от i -го до j -го узла сети. При этом необходимо найти путь с минимальной продолжительностью переезда.

При решении прикладных задач, сводящихся к задаче выбораа кратчайшего пути, часто встречаются ситуации, когда cij ¹ cji. Кроме того, как правило, не выполняется так называемое неравенство треугольника: cij £ cik + ckj для всех некоторых значений индексов i, j, k.

Существуют сети, содержащие циклы, каждый из которых представляет собой замкнутый путь (путь, исходящий из некоторого узла сети и возвращающийся в него же). Так, в сети представленной на рис. 1, много циклов, один из них содержит узлы с номерами 2, 3, 5, 6 и 7. Как правило, в задачах исследования операций значения cij положительны и общая длина цикла является положительной. Следовательно, решение задачи выбора кратчайшего пути не может содержать циклов.

Предположим, что для сети, представленной на рис. 1, необходимо найти кратчайший путь от узла с номером 1 (источник) до узла с номером 8 (сток). Установим связь этой задачи с классической транспортной задачей.

Рассмотрим транспортную задачу с промежуточными пунктами, сеть которой представлена на рис. 1. При этом предположим, что: а) в узле с номером 1 имеется избыточная единица товара; б) в узле с номером 8 имеется недостаток единицы товара; в) узлы с номерами 2,...,7 являются промежуточными пунктами с нулевыми чистыми запасами (потребность в дополнительных поставках товара равна нулю). Необходимо разработать план перевозок товара между узлами сети (складами), который при минимальных транспортных затратах позволит на каждом складе поддерживать нулевой чистый запас товара.

Считаем, что каждой ориентированной дуге сети соответствует переменное модели xij, представляющее собой количество товара, которое должно быть отправлено с i -го склада на j -й. Для каждого k -го промежуточного пункта вводим переменное xkk с соответствующим ему коэффициентом ckk = 0 в целевой функции, а величину чистого запаса обозначаем через Tk. Если множество пар индексов (i, j), соответствующих ориентированным дугам сети, представленной на рис. 1, обозначить через J, то рассматриваемую задачу можно записать следующим образом:

Сформулированная выше задача о нахождении кратчайшего пути эквивалентна классической транспортной задаче.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: