1. Намечается крупномасштабное производство легковых автомобилей. Имеются четыре варианта проекта автомобиля RJ. Определена экономическая эффективность Vij каждого проекта в зависимости от рентабельности производства. По истечении трех сроков Si(i = 1,3) рассматриваются как некоторые состояния среды (природы). Значения экономической эффективности для различных проектов и состояний природы приведены в следующей таблице (у. е.):
Проекты | Состояние природы | ||||
S1 | S2 | S3 | |||
R1 | |||||
R2 | |||||
R3 | |||||
R4 |
Требуется выбрать лучший проект легкового автомобиля для производства, используя критерии Лапласа, Вальда, Сэвиджа, Гурвица при а = 0,1 и критерий Байеса (q1=0,5; q2=0,2; q3= 0,3). Сравните решения и сделайте выводы.
2. Определите тип электростанции, которую необходимо построить для удовлетворения энергетических потребностей комплекса крупных промышленных предприятий. Множество возможных стратегий в задаче включает следующие параметры:
|
|
R1 - сооружается гидростанция;
R2 - сооружается теплостанция;
R3 - сооружается атомная станция.
Экономическая эффективность сооружения электростанции зависит от влияния случайных факторов, образующих множество состояний природы Sj (j=1…5).
Результаты расчета экономической эффективности приведены в следующей таблице:
Тип станции | Состояние природы | ||||
S1 | S2 | S3 | S4 | S5 | |
R1 | |||||
R2 | |||||
R3 | зо |
3. Предприятие может выпускать три вида продукции: А, Б и В. Объемы реализации продукции зависят от спроса, который может находиться в одном из состояний — С1, С2, и Сз. Значения величины прибыли, которую получит предприятие при выпуске единицы i-го вида продукции при j-м состоянии спроса, заданы матрицей
C1 | C2 | C3 | |
A | |||
Б | |||
B |
Определить оптимальные пропорции объемов выпуска продукции, гарантирующие максимальную среднюю величину прибыли при любом состоянии спроса. Вероятности наступления различных величин спроса неизвестны.
4. Фирма рассматривает вопрос о строительстве станции технического обслуживания (СТО) автомобилей. Составлена смета расходов на строительство станции с различным количеством обслуживаемых автомобилей, а также рассчитан ожидаемый доход в зависимости от удовлетворения прогнозируемого спроса на предлагаемые услуги СТО (прогнозируемое количество обслуженных автомобилей в действительности). В зависимости от принятого решения — проектного количества обслуживаемых автомобилей в сутки (проект СТО) Rj и величины прогнозируемого спроса на услуги СТО - построена нижеследующая таблица ежегодных финансовых результатов (доход, д. е.):
|
|
3.
Проекты СТО | Прогнозируемая величина удовлетворяемости спроса | |||||
-120 | ||||||
-160 | ||||||
-210 | -30 | |||||
-270 | -80 |
Определите наилучший проект СТО с использованием критериев Лапласа, Вальда, Сэвиджа и Гурвица (при а = 0,5).
5. Объем реализации товара Т за рассматриваемый период колеблется в зависимости от покупательского спроса в пределах от 4 до 6 ед. Прибыль торгового предприятия от единицы реализованного товара Т равна 2 ден. ед. Если запасенный товар полностью реализовать не удастся, то расходы на содержание и хранение остатка составят 3 ден. ед. за единицу товара. Используя игровой подход, определить оптимальный уровень запаса товара Т, обеспечивающий торговому предприятию наивысшую эффективность работы.
6. Пятилетний срок эксплуатации производственного оборудования предприятия может привести его в состояние, требующее а) замены отдельных деталей оборудования, б) капремонта оборудования, в) замены оборудования. Вероятности указанных состояний составляют 0,4; 0,5; 0,1. Руководитель предприятия может принять одно из трех решений для восстановления оборудования, которые соответственно потребуют следующих затрат:
1-е решение 5, 7, 12;
2-е решение 6, 8, 10;
3-е решение 12, 14, 9.
Проанализировав ситуацию, необходимо высказать соображения по принятию решения.
7. За некоторый период времени на предприятии потребление исходного топлива Т в зависимости от его качества составляет 12, 14, 16 или 18 единиц. Если топлива Т окажется недостаточно, то запас его можно пополнить, что потребует дополнительных затрат в сумме 5 единиц в расчете на единицу топлива. Если же запас топлива превысит потребности, то дополнительные затраты на содержание и хранение остатка составят 7 единиц в расчете на единицу топлива. Требуется:
1) придать описанной ситуации игровую схему;
2) вычислить элементы платежной матрицы и составить её;
3) дать обоснованные рекомендации об оптимальном уровне запаса топлива, при котором дополнительные затраты на приобретение, содержание и хранение топлива будут минимальными, при следующих предположениях:
а) вероятности q1,q2,q3,q4 потребности в топливе в количестве соответственно 12, 14, 16 и 18 единиц известны: q1=0,25; q2=0,30; q3=0,25; q4=0,20;
б) потребление топлива в количествах 12, 14, 16 и 18 единиц представляется равновероятным.
8. За некоторый промежуток времени потребление мазута на теплоэлектроцентрали в зависимости от его качества составляет 7, 8 или 9 ед. Если для обеспечения заданной температуры теплоносителя в течение всего рассматриваемого промежутка времени заготовленного мазута окажется недостаточно, то придется закупить недостающее количество мазута, что потребует дополнительных затрат в размере 4 ден. ед. в расчете на единицу массы мазута. Если же запас топлива превысит потребность, то дополнительные затраты на содержание и хранение остатка составят 2 ден. ед. на единицу массы мазута. Используя игровой подход, составить платежную матрицу и дать обоснованные рекомендации об оптимальном уровне запаса мазута, при котором дополнительные затраты на приобретение, содержание и хранение мазута будут минимальными.