К теме 4. Эстетика Канта

Приступая к изучению «Критики эстетической способности суждения» как первой части «Критики способности суждения» Канта, необходимо учесть, что последняя рассматривалась мыслителем как связующее звено в системе его философских «Критик», и это предполагает знание основополагающих постулатов, принципов, результатов «Критики чистого разума» и «Критики практического разума» и, соответственно, выявление закономерности кантовского выхода к обоснованию эстетики в системе философии и специфики ее предмета.

Следует обратить особое внимание на то, что аналитика прекрасного и возвышенного ведется у Канта не в русле традиционной метафизики, а через исследование субъекта эстетического суждения, соединяющего познание природы с проявлением нравственной свободы. Изучение аналитики прекрасного предполагает поэтому анализ кантовского определения суждения вкуса в его отношении с рассудком и разумом. Исследование кантовской аналитики возвышенного должно быть ориентировано прежде всего на его отношение с моралью.

Основными результатами знакомства с эстетикой Канта дожно стать понимание искусства в его автономии от других форм культуры - эстетической идеи как образа природы «как если бы» она имела нравственную цель, и в этом ключе разрешение кантовской антиномии вкуса. Анализ вкуса и гения как способностей художественного восприятия и творчества необходимо ввести в контекст эстетической атмосферы эпохи – между уходящим классицизмом и нарождающимся романтизмом, показать влияние на нее нновационного кантовского подхода к классификации искусства.

Для подготовки по данной теме рекомендуется «Критика способности суждения» Канта и соответствующая глава в «Истории эстетики» (СПб., 2011)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: