К теме 5. Эстетическая концепция Гете и Шиллера

Переходя к знакомству с историей эстетики после Канта, следует иметь ввиду, что она задана в существенной мере осмыслением кантовской эстетики и полемикой с ней. Так трактовку Ф.Шиллером красоты как «эстетической видимости» необходимо рассматривать в русле кантовского определения онтологического статуса эстетической идеи. В качестве творческого переосмысления поэтом кантовского наследия следует анализировать значимость формы в произведении искусства, роли игры в художественном творчестве, теории эстетического воспитания как пути к нравственному совершенству, универсальному развитию личности. Важно, что понятия формы, игры, эстетического воспитания после Шиллера стали фундаментальными эстетическими категориями.

Эстетические воззрения Гете также необходимо рассматривать через призму осмысления прежде всего философии Канта, но также и других представителей немецкой классики, в том числе в свете дискуссии по проблемам художественного творчества с Шиллером. Важно учитывать, что возникший к Гете мировоззренческий синтез отразился также в художественном творчестве поэта и придал ему философскую глубину. Утверждение Гете индивидуальности в единстве духовного и телесного начала как главного объекта искусства следует рассматривать в перспективе развития эстетики следующего столетия на переходе от трансцендентального идеализма к новой онтологии, а понимание индивидуальности художника как субъекта художественной деятельности в интенции эстетических идей конца ХХ века. Изучение темы предполагает также выявление сходства и различия между эстетикой Гете и Канта в трактовке соотношения искусства с другими формами культуры.

В качестве литературы по данной теме рекомендуется книга Эккермана «Разговоры с Гете в последние годы его жизни» и соответствующая глава в «Истории эстетики» (СПб., 2011)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: