К теме 7. Эстетика Гегеля

В подходе к данной теме необходимо рассмотреть сходство и различие в понимании существа объективного идеализма у Гегеля и Шеллинга. В свете полемики между этими философами следует изучить роль «Науки логики» в философской системе Гегеля, где природа и культура предстают как процесс диалектического развертывания мирового духа. Рассматривая стадии его эволюции по законам диалектической логики, важно показать качественные различия субъективного, объективного и абсолютного духа. Искусство как ступень развития абсолютного духа необходимо изучать как в контексте исторического становления других форм абсолютного духа (религии, философии) и связи с ними, так и в соотношении с формами объективного духа (государством, нравственностью, правом) и субъективным духом, являющем себя в психике человека.

Особое внимание следует уделить учению Гегеля об идеале, поскольку оно является ключевым в гегелевской трактовке богатого материала по истории искусства. Здесь следует определить исторические формы идеала и провести типологию форм идеала, показать роль этих форм в гегелевской систематизации видов и жанров искусства. В анализе назанных проблем следует раскрыть вклад Гегеля в разработку принципа историзма в эстетике.

Завершая знакомство с эстетикой Гегеля, важно проанализировать возникающую в итоге проблему исторических судеб искусства - проблему его конца, которая сохраняет актуальность и на рубеже ХХ – ХХ1 веков.

При подготовке к данной теме в качестве основной литературы рекомендуется использовать «Лекции по эстетике» Гегеля и «Историю эстетики» (СПб., 2011).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: