К теме 6. Эстетика Шеллинга

Эстетику Шеллинга, необходимо рассматривать в свете интерпретации философом «Критики способности суждения» Канта: прежде всего – переосмысление Шеллингом кантовской трактовки соотношения эстетического и телеологического суждения. Важно, что трансцендентальный идеализм приобретает объективный характер, и философия природы Шеллинга представляет Универсум в тождестве свободы и необходимости, идеального и реального как «Вселенское произведение искусства в вечной красоте». А организм, завершающий целесообразное его развитие, по своему строению являет собой образец для творчества художника – достижение «органичности» произведения искусства.

Философия искусства Шеллинга неотделима от философии природы и представляет художественное произведение в тождестве истины, добра и красоты. Следует помнить, что, как и Кант, Шеллинг отрицает возможность понятийного постижения существа искусства и обосновывает методы потенцирования, интуитивного усмотрения, конструирования. Особое внимание необходимо уделить систематике искусства у Шеллинга, поскольку ее принципы позволяют выявить динамику взаимосвязи различных видов искусства и влияние историко-культурного контекста. Так отнесение видов реального ряда (музыки, живописи, пластики) к мифологическому основанию позволило заново поставить вопрос о значимости мифа, а виды идеального ряда (лирику, эпос, драму) понять в свете становления религиозного сознания.

Изучение темы полагает необходимость показать роль эстетики Шеллинга в распространении романтизма в Европе.

При подготовке к занятиям по данной теме рекомендуется «Философия искусства» Шеллинга, «О понятии иронии» Киркегора и соответствующая глава «Истории эстетики» (СПб., 2011)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: