К теме 3.Формирование европейской философии красоты и искусства

Два пути становления европейской философско-эстетической мысли - восточный и западный необходимо рассматривать в связи с самоопределением двух основных центров христианства в Константинополе и в Риме, с разделением православия и католичества. Созерцательно-мистический характер учений о красоте в Византии и Древней Руси следует представить и в его отражении в иконописи и храмовой архитектуре. Рационалистический подход к постижению красоты и сущности искусства в западноевропейской средневековой культуре должен быть рассмотрен также в его проявлении в готической архитектуре, полифонической музыке.

Аристотелизм и неоплатонизм эстетики Возрождения важно показать в ее эволюции от Фомы Аквинского к Николаю Кузанскому и Фичино, охарактеризовать влияние этой эволюции на содержание художественных форм. Анализируя кризис ренессансной культуры, необходимо показать его роль в возникновении идей реформации христианства, в формировании в искусстве стиля барокко.

Рационалистическая и сенсуалистическая линии в эстетике Просвещения должны рассматриваться в контексте признания автономии искусства от религии и утверждения подчинения задачам познания или морали. Лейбницевско-вольфианская метафизика предстанет, таким образом, в эстетике А.Баумгартена как теория совершенного чувственного знания. Сенсуализм обнаружит себя в учении Шефтсбери о вкусе как проявлении нравственного совершенства. Необходимо также показать отражение этих теорий в классицизме и сентиментализме.

При подготовке по данной теме рекомендуются соответствующие главы из учебника «История эстетики» (СПб., 2011) и «Эстетики» О.А.Кривцуна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: