К теме 8. Кризис системно-рационалистической эстетики

Приступая к анализу постклассической эстетики, следует прежде всего учесть распространение позитивистских тенденций в философии, которые выразились в критике гегелевского идеализма. Для понимания существа этой критики большое значение имеет позиция антропологического материализма Л.Фейербаха, где искусство предстает как идеальное выражение природы человека, его сущностных сил. Здесь важно раскрыть значимость для последующего развития эстетической мысли фейербаховской трактовки диалогической природы сознания человека, его становления в отношении Я и ТЫ, проявляющегося в чувстве любви, а также показать влияние Фейербаха на утверждение материализма в философии, в том числе влияние на раннего Маркса.

Для понимания формирования эстетических воззрений Маркса необходимо рассмотреть интерпретацию мыслителем теории эстетического воспитания Шиллера, концепции искусства и его места в истории культуры Гегеля, трактовки красоты Фейербахом как совпадения «меры человека и меры вещей». Главным предметом анализа здесь должнен быть инновационный подход Маркса к эстетической проблематике с позиции исторического материализма: вывод о материально-практической основе эстетического освоения мира человеком, выявление социально-экономической детерминированности искусства, его классовой природы. Специального рассмотрения требует определение Марксом социальных функций искусства в современном ему обществе, проблемы реализма и осмысления перспектив искусства в коммунистическом будущем.

В качестве литературы по теме рекомендуются главы по марксистской эстетике в «Истории эстетики» (СПб., 2011)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: