К теме 9. Эмпирическая эстетика второй половины XIX в

Эмпирическую эстетику «снизу» необходимо понять как историческую и теоретическую как альтернативу рационалистической эстетике «сверху». Для установления ее истоков большое значение имеет трактовка кантовской философии И.Гербартом, которым эстетика впервые названа разделом психологической науки. В свете обозначенного подхода следует анализировать опыт экспериментальной эстетики Г.Фехнера: ее методы, принципы, результаты. Как закономерное развитие эстетики в русле психологии необходимо рассмативать трактовку искусства в теории «вчувствования» И.Фолькельта, Т.Липпса, уделяя особое внимание проблеме соотношения ее методов с философской методологией.

Эстетика как наука о форме художественного произведения возникает в результате искусствоведческого интереса к эстетике Канта. «Форма как содержание музыки» представлена в концепции кантианца Э.Ганслика, исследование роли формы в изобразительном искусстве было предпринято А.Гильдебрандтом, и следует показать, как эти концепции послужили началом широкого распространения формалистической эстетики. Специальному анализу должна подлежать «формальная школа» в литературоведении (В.Шкловский, Р.Якобсон), основные идеи которой были положены в основу структурализма в эстетике ХХ века.

Становление социологии искусства необходимо рассматривать в двух вариантах – на стыке социологического исследования с философией (марксизм) и как процесс движения к «конкретной социологии» с ее чисто эмпирическими методами (от И.Тэна и Ш.Лало к А.Зильберману). В качестве переосмысления этих направлений в ХХ веке следует вести анализ социологической эстетики М.Вебера и Т.Адорно.

При подготовке по данной теме рекомендуются «Философия искусства» Тэна, «Психология искусства» Выготского, «Эстетическая теория» Адорно и соответствующие главы «Истории эстетики» (СПб., 2011)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: