К теме 13. Эстетика структурализма

При изучении данной темы необходимо учесть, что структурализм возникает в результате переосмысления методологических установок лингвистики, поэтики, фольклористики, но ориентирован на создание собственной «эстетической метафизики». В ее исследовании первостепенное внимание следует уделить концептам формы, структуры, текста, дискурса, письма как основаниям стратегий понимания языка, мифа, творчества, истории, социума, поведения, бессознательного. Важно выделять основные этапы структурализма в эстетике. В 30-40 годы ХХ века – это Пражский лингвистический кружок, устремленный создать общий язык гуманитарного знания, разделяющий идеи Я.Мукаржовского о соотнесенности эстетической фунции произведения искусства с экзистенциальным началом человека, о семиотическом своеобразии «эстетического объекта» в совокупности знаков и значений. В 50 – 60 годы – это структурализм во Франции, на формирование которого оказали влияние работы Р.Барта об анонимности художественного творчества – «смерти человека». Исследованию здесь подлежит прежде всего структуралистская трактовка Бартом категории «текст» и правила его анализа.

Кризис метафизики структурализма в 70-е годы можно рассматривать как фазу его собственного развития – обнаружения в структуре произведения момента собственной инаковости, в результате которого текст предстает как трансмутация различных смыслов. Происходит переход от формального анализа текста к интертекстуальному анализу: интертекстуальность определяется как эстетическая методология. Важно показать, как структурализм, сближаясь с феноменологией, психоанализом, герменевтикой, переходит в стадию постструктурализма.

При подготовке по данной теме рекомендуется использовать работу Барта «Смерть автора», книгу А.А.Грякалова «Структурализм в эстетике», учебник «История эстетики» (СПб., 2011)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: