К теме 16. Становление философской эстетики в России XIX в

Приступая к изучению данной темы, нельзя не отметить, что отечественная мысль содержала в себе и эстетические воззрения, которые имели место в богословии, практике церковного строительства и обряда, проявлись в формах фольклорного творчества. Становление же философской эстетики в России следует рассматривать в связи с началом интенсивного знакомства русских мыслителей с западно-европейской культурой, что отразилось прежде всего в возникновении шеллингианской и гегельянской линии развития русской эстетики. Важно также учитывать, что это влияние немецкой классики породило реакцию ее отторжения и обращения к истокам отечественной культуры, и эстетическая мысль в России образовала поле полемического взаимодействия вариантов понимания проблемы отношения запада и востока Европы - любомудров, славянофилов, западников. Кроме того, необходимо показать влияние идей Фейербаха на образование материалистической линии в эстетических взглядах Н.А.Добролюбова, эстетической концепции Н.Г.Чернышевского.

Особое внимание важно уделить эстетическим воззрениям классиков русской литературы в их стремлении критического переосмысления и зарубежной, и отечественной традиции: эстетике Ф.Достоевского в ее отношении к идее почвенничества, учению Л.Толстого об искусстве как общении и религиозно-нравственном воспитании. Здесь критика Толстым современной культуры и искусства предстает сегодня вновь актуальной.

В воздействии эстетики на русскую художественную культуру рубежа веков надо выделить более всего учение А.Потебни о внутренней форме слова, придающей образность поэтическому произведению и «историческую поэтику» А Веселовского, поскольку идеи этих мыслителей получили развитие в широком и многообразном движении символизма.

При подготовке по данной теме в качестве основной литературы рекомендуется «История эстетики» (СПб., 2011).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: