К теме 17. Эстетика «серебряного века»

Эстетику «серебряного века» необходимо рассматривать в контексте начавшегося духовного ренессанса в русской философии и в художественной культуре, где интерес к античным мотивам соединялся с новым обращением к наследию древнерусского искусства. Начать изучение этого периода в отечественной традиции целесообразно с учения В.Соловьева о красоте как явленности божественного женского первоначала сотворенного мира – Софии. В свете этого учения следует рассматривать критику Соловьевым эстетического утилитаризма и теорий «искусства для искусства», понимание красоты в природе и смысла искусства. Важно показать также влияние поэтического символизма Соловьева на художественное творчество (А.Блока, А.Белого). В эволюции эстетических воззрений А.Белого необходимо выявить тенденцию к сближению искусства с мифотворчеством.

Дальнейшее развитие идей софиологии в русской эстетике начала ХХ в. можно проследить в трансцендентальной эстетике П.Флоренского, предметом которой становится невидимая красота духовного мира, явленная в иконе; в определении «софиургической» сути искусства С.Булгаковым и его трактовке соотношения религиозного и светского искусства.

Отдельного внимания заслуживает эстетическая концепция Н.Бердяева, складывавшаяся с позиций его философии свободы и утверждавшая смысл творчества как «прорыв к трансцентентному» - «упреждение преображения мира». В свете идей «активно-творческой эсхатологии» Бердяева должен идти и анализ его объяснения кризиса искусства и современной цивилизации.

При подготовке по данной теме в качестве основной литературы рекомендуется «История эстетики» (СПб., 2011).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: