Руководство по дипломному проектированию

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.Г. БЕЛИНСКОГО

УДК 159.9:001.89

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

Руководство по дипломному проектированию

Методическое пособие

По специальности 031000

«Педагогика и психология»

Пенза2003 г.

Печатается по решению РИС ПГПУ им. В.Г. Белинского

УДК 159.9:001.89

Дубовый Л.М., Ручкова Н.А., Макаров Ю.А. Руководство по дипломному проектированию: Методическое пособие по специальности 031000 «Педагогика и психология».- ПГПУ имени В.Г. Белинского.- Пенза, 2003г.

В работе представлены основные требования к дипломному проектированию по психологии.

Пособие предназначено для студентов и слушателей психологических факультетов.

Авторы составители:

Зав. кафедрой прикладной психологии, профессор Дубовый Леонид Михайлович; зав. кафедрой общей психологии, доцент, к.пс.н. Ручкова Н.А.; доцент кафедры прикладной психологии, к.пс.н. Макаров Ю.А.

Рецензенты:

Доктор педагогических наук, профессор Сохранов В.В.

Кандидат психологических наук, доцент Синюкова Е.М.

© Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского.

© Л.М.Дубовый

© Н.А.Ручкова

© Ю.А.Макаров

РУКОВОДСТВО ПО ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ

Проведение психологических исследований имеет ряд специфических характеристик, связанных с особенностями функционирования системы «субъект труда- профессиональная среда», а так же особенностями динамических связей между компонентами подсистем «субъект труда» и «профессиональная среда» и компонентами внутри этих подсистем (Забродин, 1982; Ломов, 1984; Конопкин, 1980). Вместе с тем подсистема «субъект труда», включает в себя более или менее сложный набор профессионально важных качеств, которые определяются как требованиями со стороны профессии к субъекту деятельности, выраженными в понятных психологу терминах, так и свойствами самого субъекта. Эта подсистема в обязательном порядке предполагает учет и исследование профессионального опыта человека, его мотивацию к труду вообще и к конкретно к выбранной профессии, психические (функциональные) состояния работающего человека и т.п. (Романова, 1990).

В свою очередь подсистема «профессиональная среда» включает в себя все «микроокружение» профессионального работника, в том числе, конечно, и объект (предмет), и орудия (средства) труда, но также- технологическую процедуру профессиональной деятельности, организационную структуру ее обеспечения и осуществления, физические (природные) и социальные условия реализации конкретной трудовой деятельности.

В контексте особенностей организации деятельности практического психолога можно выделить следующие этапы:

  • изучение практического запроса или реальной проблемы;
  • «перевод» практической проблемы на язык психологической науки;
  • анализ собственного опыта решения подобной проблемы;
  • анализ научного опыта решения такого рода задач другими исследователями и практиками;
  • построение теоретической модели реальной ситуации;
  • выбор теоретической модели личности (субъекта);
  • построение теоретической репрезентации проблемы;
  • выдвижение гипотез о причинных связях наблюдаемых явлений;
  • выбор метода (техники) обследования;
  • выбор метода сбора и обработки полученных «сырых» данных;
  • выбор модели интерпретации данных;
  • интерпретация и построение предварительного заключения (психологической характеристики или психологического портрета явления);
  • прогноз причинно- следственных отношений в модели реальной ситуации;
  • выбор действующих факторов или управляющих воздействий и оценка вероятных последствий их применения;
  • разработка и выдача конечных рекомендаций на двух уровнях: для самого обследуемого и для специалиста- психолога с целью последующего анализа возможных действий.

При решении реальных задач психодиагностики практический психолог, в первую очередь, должен определить характер стоящей перед ним конкретной задачи, затем выбрать способ ее решения, способ действия или, другими словами, он должен осуществить, опираясь на знания и опыт, осознанный выбор техники психодиагностики. При этом выбор конкретной процедуры диагностики прямо зависит от содержания практической задачи. Эта зависимость оказывается часто даже более важной, чем выбор теоретической модели личности при интерпретации данных.

Специальность 031000 «Педагогика и психология». Квалификация –«педагог- психолог.2001 г.» в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, предъявляются следующие требования к дипломной работе (п.7.2.2): «Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку, включающую результаты эмпирического или теоретического исследования, или обоснованный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики. В работе должны быть сбалансировано представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая или методологическая работа. Дипломная работа должна выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: