Проведение эксперимента

К работе с анализом литературы обычно возвращаются после этапа проведения эксперимента. Для проведения экспериментальной работы необходимо оставит как можно больше времени, так как это организационно наиболее сложный этап, даже если все испытуемые легко вам доступны или вы собираетесь обобщить проделанную работу (свою, или вашего центра, вашей организации, других специалистов).

Экспериментальная часть дипломной работы может быть по ее содержанию условно разделена на два типа: а) мониторинг существующих в реальности процессов, то есть психологическая диагностика; б) организация психологической практики (коррекция, консультирование, тренинг, развивающие занятия и пр.) и оценка ее результативности.

Экспериментальная работа потребует умения проводить диагностику, правильно оформлять протоколы тестирования, делать сводные таблицы данных, обобщать собранную информацию, подвергать данные математической и статистической обработке, интерпретировать полученные результаты и делать логические выводы, наглядно представлять результаты эксперимента в таблицах, графиках, диаграммах.

Практика показывает, что большинство студентов испытывает трудности при выполнении всех видов работы с экспериментальными данными, кроме проведения собственно диагностики. Для психологов читается курс «Математические методы в психологии», который позволяет получить алгоритмы обработки данных. Безусловно, можно и самостоятельно разобраться с помощью специальной литературы. Однако это потребует больше времени.

Завершающим этапом работы над экспериментом будет подготовка второй главы диплома.

Работа над окончательным вариантом основной главы.

Соединение разных частей дипломной работы в единое целое является достаточно важным и трудоемким этапом работы. Как правило, все части подготавливаются вначале в совершенно разных стилях, с разной терминологией. На этом этапе практически готовую работу необходимо несколько раз перечитать, чтобы привести в соответствие терминологию, используемую в теоретической и в экспериментальной частях работы, а так же в выводах и введении. Здесь возможны изменения названий параграфов, изменение или подчеркивание, или добавление тех акцентов в обзоре литературы, которые оказались «высвеченными» в экспериментальной работе и так далее.

Пример такой работы: В экспериментальной части вы для диагностики тревожности из всех методик выбрали методику Спилбергера, предусматривающую определения уровней ситуативной и личностной тревожности. В теоретической части у вас был параграф, посвященный психологическому рассмотрению тревожности, рассмотрены ее факторы, проявления, указаны психологи, которые занимались ее изучением, однако ничего не говорилось о том, что возможно разделение тревожности на личностную и ситуативную, не был указан Спилбергер. Вам это нужно вписать в текст, желательно даже в подытоживающие абзацы по первой главе.

Кроме того просматривая экспериментальную часть, особенно полученные данные, вы теперь их можете представлять как иллюстрацию к уже написанной теоретической части, либо к отдельным ее положениям.

Пример 1. «Из таблицы 2 видно, что у женщин ситуативная тревожность оказалась несколько выше, чем у их коллег мужчин. Это соответствует исследованиям тревожности, проведенным Спилбергером (8) и др. (3). (6).» Пример 2. «В экспериментальном классе дети значимо чаще используют прием сравнения. По данным полученным Р.Бернсом (43), А.А. Бодалевым (52), доля сравнений и соотнесений себя и своих качеств с другими людьми и явлениями в самоописаниях с возрастом увеличивается. Таким образом, мы делаем вывод, о благоприятном влиянии использованной программы на умственное развитие детей экспериментального класса».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: