Работа над введением и заключением

Аналогично работе на предыдущем этапе вы просматриваете введение. В него необходимо внести фамилии тех исследователей, на чьи работы вы больше всего опираетесь в своей теоретической части, согласно чьим положениям вы формулировали гипотезу. Следующее, что нужно сделать, - просмотреть соответствие всех методологических определений тому, что у вас получилось, и внести коррективы. Обычно требует дополнений гипотеза, ее вы можете конкретизировать, в соответствии с использованными вами методиками. Пример работы над гипотезой. «Занятия по коррекционной программе способствуют снижению тревожности пятиклассников. Эту формулировку можно изменить на такую: «Занятия по коррекционной программе способствуют снижению ситуативной и личностной тревожности пятиклассников. Причем ситуативная тревожность снижается более существенно».

Вы смотрите «гипотезу исследования» и проверяете, как она соответствует теме диплома, сформулированным проблеме, объекту, предмету, цели, задачам и т.п., вплоть до выводов. Также вы просматриваете объект и предмет- отражены ли они в названии параграфов, в выводах: соответствуют ли методы предмету исследования, выводам и т.д.

Выделяется четыре типа дипломных работ:

1. Теоретическое исследование

2. Эмпирическое исследование

3. Проект коррекционной (тренинговой) методики

4. Проект диагностической методики

В последнее время наиболее частыми являются дипломы второго и третьего типов. Остальные два типа встречаются крайне редко из-за сложности и трудоемкости их выполнения.

Теоретическим называется исследование, в котором дается обзор и критический анализ литературы, имеются собственные теоретические положения автора, направленные на решение поставленной проблемы. Это авторский вклад в теорию решаемой проблемы, новое ее видение, оригинальная точка зрения.

В основу эмпирического, илиопытного исследования положены не данные из специальной научной литературы, а реальные, полученные автором исследования факты. Автор исследования такого типа наблюдает, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что происходит в жизни (например исследование умственного развития детей, определение факторов умственного развития), то есть из связей и зависимостей между психическими процессами или личностными особенностями. Эмпирическое исследование может быть описательным и объяснительным. В описательном исследовании опытным путем добываются и описываются новые факты, касающиеся малоизученных объектов или явлений. В объяснительное эмпирическое исследование входит еще и объяснение полученных фактов, включающее в себя выяснение причин и причинно-следственных зависимостей между фактами.

Проект коррекционной (тренинговой) работы - такое исследование можно назвать развивающим или формирующим экспериментом. В эксперименте создается специальная ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, оцениваются следствия этих причин (формирующий эксперимент).

Проект диагностической методики. Этот тип дипломной работыразработку новой диагностической методики, модификацию или адаптацию на новой популяции уже существующих методик, а также разработку норм выполнения методики (стандартизацию). Подобное исследование является достаточно трудоемким и включает в себя процедуры проверки разрабатываемой методики на надежность, валидность.

« Следует различать предмет науки и ее объект. Независимо от познавательных возможностей человека существует психическая реальность. Она и является объектом психологического исследования»- пишет М.Г.Ярошевский. Объект должен быть выбран в соответствии с задачей (целью) исследования.

Предмет исследования- это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта.

Важно отметить то обстоятельство, что предмет дипломного исследования чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию (при условии, что название темы соответствует содержанию работы; что бывает, к сожалению, не всегда.

Например, тема: «Развитие творческого мышления младших школьников на уроках информатики»: объект исследования: «познавательные процессы, мышление»; предмет исследования: «развитие творческого мышления младших школьников на уроках информатики».

На основе сформулированной проблемы, определенных объекта и предмета исследования устанавливается центральный момент дипломной работы- ее цель.

Цель исследования - это то, что вы в самом общем виде должны или, точнее, намерены достигнуть в итоге работы над дипломом.

В психологии принято рассматривать «в связке» две категории- цель и задачу. Задача при этом определяется как цель, заданная (определенная, поставленная) в конкретных условиях и обстоятельствах.

Например, «выявление и экспериментальная проверка…», изучение психолого-педагогических факторов, влияющих…» и т.д.

Следующий важный момент- построение гипотезы. Гипотеза вообще- это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. ГИПОТЕЗА является одним из главных методов развития научного знания, который заключается в выдвижении гипотез и последующей ее экспериментальной проверке, которая либо подтверждает гипотезу и она становиться фактом, концепцией, теорией, либо опровергает, и тогда строиться новая гипотеза.

Формулируя гипотезу, вы строите предположение о том, каким образом вы намерены достичь поставленной цели исследования. В ходе работы гипотеза будет неоднократно уточняться, дополняться, изменяться. Это не должно смущать вас.

При построении гипотезы и всего дальнейшего исследования весьма желательно учесть одно существенное обстоятельство. Строго говоря, гипотеза может и не подтвердиться. И хотя говорят, что в науке отрицательный результат не менее важен, чем положительный, все же лучше построить гипотезу таким образом, чтобы было необходимо проверить несколько вариантов, хотя бы два, или сформулировать многокомпонентную гипотезу, охватывающую разные аспекты, разные стороны исследуемых явлений, процессов, тем самым вы обогатите свою работу, укрепите свои позиции и сможете четко заявить: что- то получилось, и вот почему, а то-то нет.

Нередки случаи, когда дипломник, добросовестно исследуя свою проблему, получает наряду с положительными результатами и отрицательные. Но поскольку он стремиться выглядеть «как все», а у «всех» принято описывать только положительные данные, он описания этих отрицательных моментов в текст дипломной работы не включает. И зря! Как раз это обогащает работу, придает ей достоверность и убедительность. А кроме того, это научный долг ученого- предостеречь возможных последователей, от тех ошибочных вариантов, которые вами уже опробованы. Гипотеза не должна быть тривиальной!

Например, гипотеза исследования состоит в предположении, что «Существует взаимосвязь между стилем семейного воспитания и уровнем психологической готовности дошкольника к обучению в школе». Лучше: «формированию готовности ребенка к обучению в школе препятствует воспитание по типу «кумир семьи» и по типу «гипопротекция».

Сформулированные цель и гипотеза исследования логически определяют его задачи. Под задачей в гносеологии (науке о познании) понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности. Таким образом, задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели исследования в конкретных условиях, проверки сформулированной гипотезы.

В дипломном исследовании задачи обычно формулируются как относительно самостоятельные законченные этапы исследования.

Например, тема дипломной работы «Персональный компьютер, как средство развития логического мышления младших школьников». Задачи исследования:

· выявить особенности развития логического мышления младших школьников;

· выявить возможности использования персонального компьютера в развитии логического мышления младших школьников;

· разработать программное средство по формированию одной из логических операций у младших школьников;

· проверить эффективность разработанной программы в формирующем эксперименте.

Следующий раздел- это методологические основы и методы исследования.

Выбор методов исследований должен быть связан с поставленными целями, задачами, предметом и объектом исследований. Следует показать: почему автор использовал те или другие методики, не следует приводить их подробного описания и тем более стимульного материала (за исключением авторских методик).

Кроме того, в этом разделе надо указать, как предполагается обработать результаты исследований (каким математическим методом) и для чего (выявить корреляцию, выделить неявные связи и т.п.).

Например, «исследование опиралось на концепцию проблемно- развивающего обучения (А.М.Матюшкин, А.А.Занков), а так же теорию поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина). В исследовании применялись методы диагностического и формирующего эксперимента, а также методы наблюдения, анкетирования, метод экспертных оценок».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: