Глава 2 (эмпирическое исследование)

Во второй главе должны быть представлены описания выборки, методов, хода эксперимента, а также полученные результаты и их психологическая интерпретация. Таким образом, структура этой главы и названия параграфов достаточно стандартные (см. Приложение 3). Отличаться будут только те дипломы, где готовилась программа занятий, тренинга и пр. Описание этой программы составляет еще один параграф или целую главу (вторую), а эксперименту, в таком случае посвящается третья глава.

Выборка – это та группа людей, которая согласилась принять участие в вашей экспериментальной работе, или чьи продукты деятельности вы изучаете.

Фактически для вашего диплома генеральная совокупность – это те люди, на которых вы собираетесь переносить полученные вами в ходе эксперимента психологические закономерности, а выборка- представители этих людей. Например, вы изучаете учащихся одного класса, а выводы хотите сделать для всей параллели. Или вы изучаете учащихся двух классов, обучающихся по новой программе, а выводы переносите на всех учащихся того же возраста, занимающихся по аналогичной программе.

Выборка должна быть репрезентативной, то есть «представлять характеристики генеральной совокупности. Репрезентативность означает, что с некоторой погрешностью можно считать, что представленное в выборочной совокупности распределение изучаемых признаков соответствует их реальному распределению».

Объем выборки может быть совершенно различным в зависимости от целей вашей работы, трудоемкости использованных методов, выраженности полученных результатов. Если вы проводите тренинговые занятия, то выборка может составлять 10- 14 человек- участников вашей группы, и примерно столько же – участников контрольной группы. Но на таких маленьких выборках трудно получить статистически значимые результаты, то есть результаты, которые получаются не случайным образом. Чем больше выборка, тем исследователю легче доказать собственную гипотезу.

Параграф 2.1., посвященный описанию выборки, методов и хода эксперимента проще всего начать стандартной фразой: «В эксперименте приняли участие… человек (учащихся 5-х классов, воспитателей, студентов). Из них …человек- девушки,…человек- юноши. Возраст участников эксперимента-…лет». Далее вы должны описать те критерии, по которым вы отобрали выборку, или разделили испытуемых на экспериментальную и контрольные группы. Здесь можно указать основные программы, по которым занимаются дети, или состав их семей, или посещение ими детского сада, медицинские диагнозы и пр. в зависимости от темы вашего диплома.

Описание хода эксперимента или его этапов делается не всегда. Это необходимо в тех случаях, когда диагностика проводиться неоднократно, когда в эксперименте принимают участие разные контингенты испытуемых, то есть, когда удобнее описывать эксперимент частями. Приведем примеры.

Пример 1.

«Эксперимент был проведен в четыре этапа.

1. Подготовка программы по развитию креативности.

2. Проведение диагностики уровня развития творческих способностей.

3. Проведение занятий по программе развития креативности.

4. Проведение повторной диагностики уровня развития творческих способностей».

Пример 2.

«Эксперимент проходил в четыре этапа:

  1. Диагностика учащихся и формирование экспериментальной группы.
  2. Диагностика родителей учащихся экспериментальной группы.
  3. Проведение занятий с родителями по программе.
  4. Повторная диагностика учащихся экспериментальной и контрольной группы».

После обозначения этапов дается их краткая характеристика- сроки, количество участников, особенности проведения программы, методы диагностики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: