Параграф 2.3

Обычно является наиболее значимым для всей дипломной работы, так как в нем представляются данные, относящиеся к доказательству гипотезы. В зависимости от тиап исследования в нем рассматриваются либо корреляционные связи между различными переменными, либо идет сравнение показателей разных групп (экспериментальной и контрольной), либо сравнение данных, полученных в одной группе до и после эксперимента. Для получения научных результатов на этом этапе работы необходимо применение методов статистической обработки материала, то есть методов, оценивающих значимость полученных результатов.

1. Когда нужно найти связь между качествами или показателями, полученными на одной группе, используя один из коэффициентов корреляции- линейный Пирсона (для нормально распределенных данных) или ранговый Спирмена.

2. Две группы можно сравнить между собой по средним значениям, по разбросу данных, по частоте лиц с разными уровнями выраженности изучаемого показателя. Кроме этого, показатели, измеренные в одной группе дважды, можно сравнить по частоте лиц, показатели которых изменились. Для проверки статистической достоверности дифференциации (разности) двух групп (экспериментальной и контрольной) или значений показателей в одной группе до и после эксперимента используют следующие критерии:

А) При сравнении средних значений показателей применяется t- критерий Стьюдента, для сравнения индивидуального разброса данных применяется j* - критерий Фишера. При этом необходимо убедиться в том, что распределение близко к нормальному, сопоставив значение среднего, моды и медианы. Если среднее, мода и медиана приблизительно совпадают, то распределение можно считать нормальным, и можно применять t- или j*- критерии.

Эти критерии являются разными по своему смысловому содержанию, поэтому вполне возможно использование двух критериев одновременно, так как выводы, сделанные с их помощью, могут быть различны.

Б) Если при использовании шкалы отношений данные выборок распределены не по нормальному, а какому- либо иному закону распределения, или в тех случаях, когда нет уверенности о распределении данных по нормальному закону, применяется менее чувствительный- хи-квадрат метод. Этот метод оценивает значимость числа лиц, у которых произошли изменения.

В) Если была использована шкала порядка (ранги), то могут быть использованы критерии: критерии Уилкоксона или Манна- Уитни и другие. Но по сравнению с t-критериями и методом хи-квадрата эти критерии очень малочувствительны, для установления достоверности различий по ним необходимы большие объемы выборок.

Г) Частоту изменений, произошедших в одной группе, оценивают с помощью биноминального критерия знаков (наиболее простого), а также коэффициента сопряженности.

Обычно в психологических исследованиях принимается достаточным 95 % уровень достоверности различий. Соответствующие формулы и таблицы для оценки достоверности различий приводятся во всех пособиях по математической статистике. Там же можно найти и достаточно просто сформулированные правила, формулы вычисления среднего, моды и медианы распределения, дисперсии.

Несколько критериев (t-критерий Стьюдента, j*-критерий Фишера, коэффициент корреляции) легко рассчитываются с помощью персонального компьютера (уже названная программа EXCEL). Остальные критерии вполне реально просчитать вручную, или используя EXCEL как подручное средство. Нужно сказать, что использование статистических методов требует от исследователя времени, а в тексте дипломной работы весь расчет занимает одну строку. Расчетные формулы традиционно в тексте не приводятся, нужно лишь указать ссылку на источник, которым вы пользовались при статистических расчетах.

На основании проделанных расчетов делаются выводы о подтверждении гипотезы полностью или частичною, по отдельным показателям.

Возможно, что выдвинутая гипотеза не подтверждается. В этом случае существует два варианта работы с дипломом: 1) либо вы видоизменяете гипотезу исследования, обращая внимание на то, чтобы новая гипотеза соответствовала подготовленному вами тексту; 2) либо в выводах констатируете то, что гипотеза не подтвердилась, поясняя возможные причины (маленькая выборка, противоречивые литературные данные не позволили выдвинуть гипотезу, подтверждающуюся практикой, теоретические положения не находят практического подтверждения в эмпирических исследованиях и пр.). Следует знать, что факт подтверждения или не подтверждения гипотезы никак не сказывается на оценки работы.

Кроме вывода о гипотезе, вы формулируете выводы по всем найденным вами закономерностями, тенденциям, фактам.

Выводы о влиянии на развитие личности должны быть осторожными, достаточно конкретными: старайтесь избегать необоснованно расширенных толкований (например, при получении психологического эффекта при работе с одной, двумя группами школьников можно говорить, что в данном случае программа была эффективна, а ее использование другими специалистами и на других группах, возможно, будет также эффективно). Условность результатов, опытно- экспериментальной работы в психолого -педагогических исследованиях обусловлена например тем, что как бы ни выравнивались начальные условия, в контрольных и экспериментальных группах, как бы ни подбирался одинаковый состав педагогов, учащихся, реальные процессы все равно будут иметь личностную обусловленность.Наиболее выразительные иллюстрации из этого параграфа уместно использовать при защите дипломной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: