ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ в искусстве— характеристика акта и результата худож. творчества со стороны освоения традиции. Масштаб худож. произв. всегда связан с тем, насколько глубоки его корни в памяти истории и в опыте иск-ва, в «большом времени» (по терминологии Бахтина). И это независимо от того, имеет ли произв. внешнюю при-крепленность к истории, традициона-листскую окраску. Отталкивание от традиции, мятеж против нее тоже может быть актом П., и этим определяется различие между содержательным и бесплодным новаторством (Традиция и новаторство). Предметное выражение П. может встречаться на различных уровнях худож. произв. (П. жанрового канона, П. образа, темы, мотива, часто совмещающаяся с оспариванием образца, П. приема и т. п.). Особенно интересны случаи глубинной, скрытой П. (напр., отмеченное советским музыковедом Б. Л. Яворским отношение музыки А. Н. Скрябина к рус. мелосу — песенно-мелодическому началу в музыке,— характеризовавшееся верностью наиболее общим его основаниям при полном отсутствии фольклорных цитат).
|
|
ПРЕКРАСНОЕ категория эстетики, характеризующая явления с т. зр. совершенства, как обладающие высшей эстетической ценностью. Явления можно считать П., когда они в своей конкретно-чувственной целостности выступают как общественно-человеческие ценности, воплощающие утверждение человека в мире, свидетельствующие о расширении границ свободы об-ва и человека, способствующие гармоническому развитию личности, возникновению
и наиболее полному проявлению человеческих сил и способностей. Поэтому восприятие П. вызывает состояние радости, бескорыстной любви, чувство свободы, подтверждает и обогащает эстетические идеалы. В истории эстетики П. и его восприятие исследовалось в аспекте взаимоотношения духовного и материального, объективного и субъективного, природного и общественного, содержания и формы. Специфика П. определялась через его отношение к др. рода ценностям: утилитарным (польза), познавательным (истина) и нравственным (добро). То или иное решение проблемы П. было обусловлено философской методологией, прежде всего тем или иным решением осн. вопроса философии. Объективно-идеалистическая эстетика действие П. на человека объясняет тем, что в нем проявляются сверхъестественные, объективно-идеальные силы. По Платону, П.— вечная, безотносительная, божественная идея. Фома Аквинский усматривал источник П. в боге. Для Гегеля П.— «чувственная видимость идей». Субъективный идеализм отрицает объективность П., выводя его из духовных способностей субъекта. Античный скептицизм отвергал существование П. в действительности. По мнению Юма, «прекрасное не есть качество, существующее в самих вещах; оно существует исключительно в духе, созерцающем их, и дух каждого человека усматривает иную красоту». Такая модель понимания П. нашла выражение в теории вчувствования (Вчувствования теории), согласно к-рой П. образуется проецированием на предмет человеческого чувства (Липпс, Ли Верной и др.), а также во взглядах Сантаяны, Дьюи и др. представителей совр. буржуазной эстетики. В последней встречается и объективно-идеалистическая интерпретация П. (неотомизм, Гартман, Сурьо и др.). Материалистическая эстетика искала источник восприятия и переживания П. в материальной действительности. При этом обнаруживаются две тенденции в понимании П. Специфика одной из них в том, что П. рассматриваетсяякак качество самих тел (Бёрк), как проявление природных закономер-
|
|
Прерафаэлиты
Прогресс в искусстве
постей (Ховарт). Др. тенденция прослеживается в стремлении сочетать признание объективности П. с его человеческим значением. По Чернышевскому, напр., «прекрасное есть жизнь»; «прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям...». Марксистская эстетика выявила закономерную связь между П. и трудовой деятельностью человека, на основе к-рой возникло эстетическое мироотношение как таковое. К. Маркс отмечал, что «человек строит также и по законам красоты», поскольку он в практическом созидании предметного мира утверждает себя в своей общественно-человеческой сущности и в отличие от животного производит универсально, будучи свободен от непосредственной физической потребности, свободно противостоит своему продукту и умеет прилагать к предмету соответствующую меру (т. 42, с. 93—94). Прямая или опосредствованная причастность яяления к творчеству «по законам красоты» и придает ему такую ценностную характеристику, как П. Иными словами, при восприятии П. человек получает информацию не только о естественных качествах явлений, но и о степени утверждения в мире общественного человека, о достигнутой им свободе в природной и социальной действительности, об уровне развития его творческих потенций. П. объективно, поскольку оно есть общественно-человеческая ценность, образующаяся во взаимодействии природы и об-ва, во взаимоотношении людей в объективном процессе общественно-исторической практики. Оценка же П., проявляющаяся в эстетическом переживании, вкусе и идеале (Оценка эстетическая), обладает субъективным характером и может быть истинной или ложной в зависимости от того, соответствует или не соответствует она П. как объективной ценности. В противоположность тем концепциям, к-рые метафизически противопоставляют красоту и пользу, трактуют эстетическую оценку как несовместимую с практическими интересами и познанием действительности, марксистская эстетика видит диалектиче-
скую связь П. и полезного, красоты и истины. Свойством П. обладает сам труд, будучи свободной, творческой и общественно значимой деятельностью, доставляющей - наслаждение «игрой физических и интеллектуальных сил» (Маркс К., Энгельс Ф„ т. 23, с. 189), а также его результаты, воплощающие в себе высокое мастерство и культуру и выступающие как выражение целесообразности и совершенства. Красота присуща и процессу познавательной деятельности, и его выражению в истине. Достоинство П. присуще конкретно-чувственному воплощению высоконравственных начал, помогающих «человеческому обществу подняться выше...» (Ленин В. И., т. 41, с. 313). Специфическое значение П. не заключается в его утилитарной полезности (не все полезное прекрасно, как и не все П. имеет утилитарную пользу). Осн. значение П. для человека и об-ва — духовно-практическое. Поэтому подлинно эстетическое восприятие П. бескорыстно, т. е. чуждо вульгарному утилитаризму и эгоистическому своекорыстию. Однако бескорыстность в отношении к П. не означает незаинтересованности. Переживание П. потому и бескорыстно, что в нем сливаются личные и общественные интересы, человек ощущает себя лично причастным к общественному значению П. То, что является П. в действительности, может отображаться в иск-ве. Но и само иск-во прекрасно, т. е. художественно ценно, тогда и постольку, когда и поскольку в нем правдиво отражается жизнь во всех своих Эстетических проявлениях сквозь призму гуманистических идеалов, выражено духовное богатство человеческой личности, воплощенное в мастерски-совершенной форме (Художественность).
|
|
ПРЕРАФАЭЛИТЫ (от лат. ргае— перед и Рафаэль) — представители романтического течения в англ. эстетике и иск-ве второй половины XIX в., стремившиеся использовать в новых условиях образную систему и типы «наивной религиозности» средневекового и раннеренессансного иск-ва и лит-ры эпохи «до Рафаэля». П. выступили против академического неоклассицизма и
иллюстративной серости совр. им официального иск-ва. видели в нем результат пагубного влияния капиталистического об-ва с присущим ему разделением труда. Их возврат в прошлое связан со стремлением обратиться к творческим истокам изобразительного иск-ва до разделения его на профессиональные виды станкового иск-ва. Название движению П. дало основанное во главе с поэтом и живописцем Д. Г. Рос-сетти группой англ. художников «Братство прерафаэлитов» (1848—53). Позднее в творчестве П., с одной стороны, усиливается отвлеченный декоративизм, мистическая усложненность образов, а с др.—его представители ищут связей иск-ва с повседневной жизнью, участвуют в воспитании эстетического вкуса народа, в развитии эстетики быта, обращаются к проблемам эстетической организации среды. Теоретические воззрения П. в наиболее полном виде сформулированы англ. эстетиками Рёскином и У. Моррисом. В профессионально-творческом плане особенностями П. были попытки непосредственного выражения отвлеченных идей в наглядных аллегорических образах, изучение эффектов природы, минуя сложившиеся академические приемы, совершенство ручного исполнения в прикладном иск-ве и сохранение красоты исходных материалов. П. повлияли на формирование эстетики модерна рубежа XIX— XX в.
|
|
ПРОГРЕСС в искусстве (от лат. progresus — движение вперед, успех)— восходящее, поступательное развитие худож. творчества, его достижений, методов и приемов от низших форм к высшим, более совершенным. Это интегральный процесс, его сущность не выражается полностью понятием превосходства одних худож. явлений над др. Он может проявлять себя как результат их обогащения, роста многообразия, открытия принципиально новых эстетических решений, перехода от одной формы творческого мышления к др., отражающей новые потребности. П. как объективная закономерность развития иск-ва складывается лишь как итоговая доминанта его многонаправ-
ленных изменений. Поступательность в развитии иск-ва не является строго последовательным процессом, в к-ром более поздние худож. явления и формы обязательно оказываются совершеннее предыдущих. Превосходство даже великих творческих эпох (напр.. Возрождения) нельзя считать абсолютным, оно относительно в том смысле, что не проявляет себя везде и во всем, одновременно во всех видах и жанрах иск-ва. Марксистская эстетика отвергает понимание П. как прямолинейного процесса, простого количественного роста или обычного изменения. Она осознает крайнюю противоречивость этого явления, его неравномерность, неизбежность смены поступательного развития иск-ва движением вспять, эпох расцвета иск-ва периодами его упадка или застоя. Противоречивость П. в и. выражается и в том, что он неизбежно сопровождается потерями, невосполнимыми дальнейшим развитием иск-ва. О неравномерности поступательного движения иск-ва свидетельствует то, что уровни развития отдельных его форм, произв. гениальных художников и в дальнейшем остаются непревзойденными по глубине отражения жизни, по степени худож. совершенства и эстетической красоте. На это указывал Маркс, говоря о греческой скульптуре и творчестве У. Шекспира. Однако создание даже таких непревзойденных образцов худож. творчества, шедевров иск-ва отнюдь не означает, что в развитии того или иного его вида или жанра достигнуты предельные уровни и П. прекратился. В рус. лит-ре Пушкин остается непревзойденным поэтом. Но творчество Н. А. Некрасова, Блока, Маяковского обогатило поэзию новыми худож. открытиями. Т. обр., П. в и. в отличие, напр., от технического прогресса не перечеркивает достижений прошлого. Если в технике с появлением нового, более совершенного оказывается ненужным старое, то в иск-ве в силу его эстетической природы, уникальности и многозначности худож. произв. новое не делает излишним старое. Благодаря своей неповторимости произв. иск-ва оказываются незаменимыми. Как точно
Произведение хцдожественное
Произведение художественное
заметил В Гюго, Данте не перечерки вает Гомера Отсюда следует необхо димость учета моментов относительного и абсолютного в суждениях о П в и, к рый охватывает его содержание и форму, стили, методы творчества, весь арсенал изобразительно выразительных средств Магистральной линией разви тия иск ва является движение в направ лении все более глубокого и полного худож осмысления и отражения су щественных сторон действительности, правдивого выражения интересов и чувств народа, передовых идей своего времени, обогащения художественного языка (Язык искусства) Поэтому критерий П в и по необходимости должен быть комплексным, не может ограничиться одним к л показателем (напр, совершенство формы или раз нообразие тематики) а включает наи более существенные параметры разви тия иск ва Это глубина и правдивость отражения жизни и выражения гума нистических идеалов, близость интере сам народа, рост влияния на жизнь об ва, новые эстетические открытия Причины П в и коренятся в сложных социально экономических и культурно идеологических процессах, в развитии эстетического сознания Он не является свойством к л одного вида худож творчества, иск ва определенной эпохи или страны Творчество всех народов внесло свой вклад в развитие мирово го иск ва хотя степень худож достиже ний в разных странах и в различные эпохи неодинакова Его нельзя считать результатом деятельности отдельных художников или к л одного социаль ного класса Однако история мирового иск ва свидетельствует, что решающий вклад в его поступательное развитие вносят художники творчество к рых связано с деятельностью передовых классов В совр условиях П в и неот делим от иск ва социачистического ми ра, обогатившего худож культуру но выми идеями, новым методом творчест ва открыто служащего народу
ПРОИЗВЕДЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — продукт худож_ творчества, в к pomji чувственно матерчалыиЦи^орые воплощен духовно содержательный за
мь1сел_ето создателя — хцдожника и к рый отвечает определенным Крите риям эстетической ценности, осн храни тель и источник информации в сфере худож культуры П х может бьп i единичным и ансамблевым, разверн\ тым в пространстве и развивающимся во времени, самодостаточным или тре бующим исполнительского искусства В системе культуры оно функционирует благодаря своему вещно предметному носителю типографскому тексту книги живописному полотну с его физико хи мическими и геометрическими свойст вами, кинематографической ленте, в ис полнительских иск вах — оркестру, ак теру и т д Собственно П х конструи руется на основании первичного изоб разительного ряда звучащей или вооб ражаемой речи сочетания форм и цве товых плоскостей в изобразительном искусстве движущегося изображения, проецируемого на кино и телеэкран, организованной системы музыкальных звучаний и т д Хотя в отличие от при родного предмета создание П х опре делено целью человека оно происходит на границе с природой, т к при этом используются природные материалы (Материал искусства), а в нек рых видах искусства П возникает в про цессе перекомпоновки и акцентирования природных объектов (садово парковое искусство) или в ансамбле с ними (ар хитектура, мемориально монументаль ная и садово парковая скульптура) Бу дучи продуктом специфической твор ческой деятельности П х граничит в то же время с миром утилитарно прак тических вещей (Декоративно приклад кое искусство), документально научных источников и др памятников культуры напр «исторический роман есть как бы точка, в которой история как наука сливается с искусством» (Белинский) П х граничит однако не только «с практически полезным» но и «с неудач ными попытками искусства» (Толстой) Оно должно удовлетворять хотя бы минимальным требованиям художест венности,т е стоять на ступеньке приб лижающей К гпаРршрнгтяуТдпгтпц^^ лил П х на три рода — Пвыдающие 1-я 1) «по значительности своего содер
жания», 2) «по красоте формы», 3) «по своей задуитевности и правдивости» Совпадение этих трех яомен гов рождает "шедевр X) дож достоинства П иск ва " Определяются одаренностью их создате ля, оригинальносгью и искренностью замысла (в иск ве постоянно обнов ляющихся кучьтур), наиболее полным воплощением возможностей канона (в иск ве традиционных культур), высокой степенью мае repel ва Ху тожественность П иск ва проявляя гся в полноте реали зации замысла крисга лнзации его эстетической выразит 1ьно(_1и в содер жательности формы и^скватной общей авторской концеплги и отдельным нюансам образном мьичи (Концепция художественная) в целостности, к рая выражается в соразмерности отвечаю щей принципу единства в многообразии либо в акцентировании в сторону или единства или многообразия Органич ность, кажущаяся непреднамеренность настоящего П х побуждала Канта и Гете сравнивать его с продуктом приро ды романтиков — с универсумом Геге ля — с человеком Почебню со ело вом Худож целостность П иск ва, его завершенность отнюдь не всегда адек ватны технической количественно ис числяемой стороне составных частей его внешней законченности И тогда набросок бывает в содержательно ху дож отношении таким точным что пере вешивает по своей значимости и вы разительной силе детализированные и внешне масштабные П х (напр, у В Серова А Скрябина П Пикассо А Матисса) В советском изобразитель ном иск ве встречаются и подробно выписанные, внешне законченные П и те, в к рых обнаруживается тяготение к экспрессивности, возведению фрагмен та в статус худож целостности Однако во всех случаях подлинное П х есть определенная организованность, упоря доченность сопряжение в целое эсте тических идей В процессе развития того или иного вида иск ва худож функцию могут приобретать и техни ческие средства с помощью к рых П х доставляется, передается воспри нимающей иск во публике (напр, мои таж в киноискусстве) Помимо мате
риально зафиксированного плана П х несет в себе закодированную информа пик) идеоло1ическо10 личеекого, еоци ачьно психологического порядка к рая в его структуре приобретает худож ценность Несмотря на относительную стабильность содержание П х обнов ляется под влиянием социального раз вития изменения худож вкусов, нап равлений и стилей Связи в сфере xv дож содержания не фиксированы с однозначной определенностью, как это имеет место в научном тексте они от носительно подвижны, тем самым П х не замкнуто в системе раз и навсегда данных значений и смыслов, а допускает разные прочтения П х, предназначен ное для и^по гнения уже в своей тексте вой структуре предполагает многогран ность х\дож смысловых оттенков воз можность разной худож интерпре-ia ции На этом (.троится и созидание в процессе к.) чьтурного наследования но вой х) дож целостности путем твор ческого заимствования из сокровищни цы эстетических открытий прошлых эпох, преображенных и осовремененных силой гражданского пафоса и таланта новых поколений художников Плоды таких творческих заимствований важно, однако, отличать от эпигонских поде лок, где чаще всего воспроизводятся лишь внешние черты той или иной мане ры запечатленной в П х др мастера но утрачивается эмоционально образная наполненность оригинала Формальное же и бездуховное воспроизведение ею жетов и худож приемов порождает не новую органическую и творчески выст раданную худож целостность, а эклек тическое подобие ее Как явление куль туры, П х обычно рассматривается эстетической теорией в составе опре деленной системы напр, в комплексе худож ценностей одного или несколь ких видов иск ва, объединенных типо логической общностью (жанр стигь метод художественный) или в рамках социально эстетического процесса вклю чающего три звена художник П \ публика Особенности же психофи зиологического восприятия П х иссле дуются психологией искусства а его бытование в об ве - социологией иск ва
Промыслы народно-художественные
Производственная эстетика
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЭСТЕТИКА (или эстетика труда) — часть марксистско-ленинской эстетики, изучающая специфику эстетической деятельности в системе общественного производства. Хотя на ранних ступенях развития эстетической мысли П. э. не была выделена в самостоятельную область, нек-рые ее проблемы затрагивались уже в беседах Сократа, «Поэтике» Аристотеля, «Десяти книгах об архитектуре» Витрувия и т.д. Не знает структурных разграничений между иск-вом и мате-риально-худож. культурой и эстетика Возрождения. Поляризация худож. и утилитарной деятельности произошла в условиях капиталистического разделения труда. Этот процесс фиксировал Кант в «Критике способности суждения». После Канта буржуазная классическая эстетика развивалась гл. обр. как философия иск-ва. Проблемы эстетической деятельности в системе производства исключались или рассматривались как прикладные. Однако в середине XIX в. разрыв между двумя сторонами культуры — материальной и духовной — оказался настолько существенным, что мн. представители эстетической мысли того времени (У. Мор-рис, Рёскин, Земпер) выступили с критикой этого положения и выдвинули требование эстетического освоения условий и продуктов материального производства. С тех пор параллельно с традиционной эстетикой развивается теория материально-худож. культуры. В конце века она вылилась в теорию функционализма, осн. принципом к-рой было утверждение прямой зависимости красоты изделия от степени его функционально-конструктивного совершенства. Стремясь к интеграции материальной и худож. культуры, функционализм придавал принципам формообразования в материальной сфере универсальное значение, неправомерно распространяя их на иск-во. Возникновение нового вида эстетической деятельности — дизайна — поставило марксистскую эстетику перед необходимостью его теоретического осмысления, рассмотрения специфики эстетической деятельности в системе материального
производства. На этой основе произошло расширение предмета эстетики и выделение в ее структуре специального раздела — П. э., охватывающей целый комплекс общетеоретических, специальных и пограничных проблем эстетической науки. П. э. рассматривает закономерности формирования материально-худож. культуры в конкретно-историческом плане: роль труда в возникновении эстетической деятельности, развитие эстетического начала в труде; синкретический характер эстетической и утилитарной деятельности на ранних этапах развития культуры: ремесло как первая форма эстетической деятельности в системе материального производства, общность его эстетических принципов с фольклором; развитие прикладного иск-ва на базе мануфактурного производства: капиталистическое разделение труда и деэстетизация машинного производства: эстетическое освоение новой техники и возникновение дизайна; закономерности развития дизайна в системе капиталистического производства и в условиях социализма. Специфику эстетической деятельности в системе материального производства П. э. исследует в структурном плане: метод худож. творчества и принципы формообразования, их обусловленность задачами и факторами материального производства; продукт эстетической деятельности, его инструментальная и знаковая функции, семантический и эстетический аспекты, критерий эстетической ценности, соотношение в нем красоты и пользы; эстетическая организация среды, проблема стиля: специфика «потребления» материально-худож. культуры, его зависимость от эстетических вкусов публики и господствующей в об-ве системы эстетических ценностей. П. э. поднимает также ряд проблем, смежных с теорией нск-ва: взаимодействие нск-ва и дизайна, роль иск-ва в фоцмировании эстетических принципов и методов х\д()ж. творчества; воздействие техники на иск-во, и в частности средств тиражирования и массовой коммуникации; проблемы интеграции иск-ва, науки и техники и создания единой эстетичес-
кой культуры об-ва. П. э. и техническая эстетика не исключают и не подменяют, а взаимно предполагают друг друга. Техническая эстетика представляет П. э. конкретный материал, а П. э. выступает в качестве методологии по отношению к технической эстетике.
«ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ИСКУССТВА» ТЕОРИЯ — эстетико-со-циологическая концепция, сложившаяся в Советской России в 20-х гг., прогнозировавшая подъем и преобладание новых отраслей эстетической деятельности, связанных с высокоиндустриаль-ным производством социально и утилитарно полезных предметов, и рассматривавшая грядущее пролетарское иск-во в качестве особого вида промышленности. Разрабатывалась теоретиками Лефа (Левый фронт искусств) Б. И. Ар-ватовым, О. М. Бриком, Б. А. Кушнером, Н. С. Тарабукиным и др. Наиболее полно представлена в книгах Арватова («Искусство и классы», «Искусство и производство», «Об агит- и производственном искусстве») «П. и.» т. была своеобразным откликом на поставленную социалистической революцией задачу широкой демократизации иск-ва, сближения его с новой жизнью и общесоциальным строительством. Но эту историческую задачу теоретики Лефа толковали по-своему, связывая ее решение с пропагандой эстетики социально-технической целесообразности и поощрением конструктивизма, практика к-рого внесла первый и очень важный вклад в историю совр. дизайна. Опора на конструктивизм, оценка его как нового профессионально-творческого метода, направленного на формообразование реальных функциональных предметов, участие в выработке его принципов и др.— все это является исторической заслугой «П. и.» т. и дает известное основание оценивать ее как предтечу совр. технической эстетики. В более широком плане данная концепция представляет интерес как самая первая в нашей стране теоретическая попытка выйти за пределы традиционно понимаемой эстетики («философии изящных искусств») и тем самым расширить предмет эстетической науки. Обновляя
эстетику, «производственники» не избежали, однако, серьезных просчетов и противоречий. Это проявилось, с одной стороны, в упрощенном толковании иск-ва («рамочное иск-во», «иск-во-ил-люзия» и т. п.) и даже отрицании его как самостоятельной и самоценной эстетической деятельности, а с др.— в преувеличении роли новой эстетической деятельности — дизайна как орудия перестройки всей жизни (как «жизне-строения»), что сообщило «П. и.» т. оттенок эстетической и социальной утопии.
ПРОМЫСЛЫ НАРОДНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ — форма организации худож. труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем местную культурную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий. Принципами творчества в рамках П. н.-х. являются варьирование худож. образа, преемственность мастерства, регулируемая законом традиции. В процессе развития П. н.-х. отрабатываются технические способы и худож. приемы обработки материала, образная система худож. языка. Как показывают раскопки, П. н.-х. существовали в России со времен Киевской Руси и развивались на базе домашнего худож. ремесла (Ремесло художественное) под влиянием культурных традиций рус. городов и торговых отношений ярмарки. Расцвет П. н.-х. относится ко второй половине XVII в. (изразцовое производство, резьба и росписи по дереву, плетение кружев, ткачество, гончарство, серебряное дело и пр.). По характеру народные П., основанные на ручном труде, неоднородны: мелкие и крупные; монастырские, городские, сельские, сочетающиеся с трудом земледельца. Рост производительных сил с начала XVIII в. приводит к возникновению мануфактур, затем к развитию П. н.-х. в рамках фабричной промышленности, постепенно поглощающей мелкие промыслы. Со второй половины XIX в. в результате капиталистической конкуренции подрывается экономическая основа П. н.-х., а в результате их офабричивания, дробления производственных операций, снижается творческое начало, качественный уровень изделий. В книге «Разви-
Пропорция
Просвещения эстетика
тие капитализма в России» В И Ленин дал анализ этого процесса на примерах Семеновского ложкарного и Красно сельского ювелирного промыслов, под черкивая сохранение тем не менее «духа ремесла» После Октябрьской революции были приняты меры, направленные на возрождение П н -х Луначарский считал это одной из первоочередных задач культурной политики В 1917— 19 гг воссозданные П н х были организованы на базе артелей К 30 м гг объем их худож продукции значительно возрос Сохраняя структуру артели, в дальнейшем они развивались в рамках промысчовой кооперации, а в 1965 г вошли в систему местной промышлен носги Однако промышленная система, не соответствующая творческой струк туре П н -х, сковывала их худож развитие Принятое в 1974 г постановле ние ЦК КПСС «О народных художественных промыслах», др решения наме тили пути перестройки -)той области на родного творчества, утверждения его как части худож культуры об ва
ПРОПОРЦИЯ (лат proportio—соразмерность) — закономерное соотно шение частей предметов или явлений между собой и целым Учение о П восходит к практике измерений (меры — пядь, фут, локоть, сажень), приведшей к эмпирическому обнаружению П че ловеческого тела (не позднее XXX в до н э в Египте) Разработка эстетических основ теории П традиционно приписы вается пифагорейцам, связавшим кате гории красоты и гармонии через П Пропорциональность, соразмерною ь предмета считалась в период антич ности одним из обязательных условий красоты Древнегреч скульптору По ликлету (V в дон э) приписывали создание статуи, к-рая была названа «Канон» и в П к рой представлен об разец совершенного человеческого тела (Канон) В эпоху Возрождения эсте тическое осмысление П связано с раз витием архитектуры и естествознания Разработка учения о П принадлежит Пьеро делла Франческо, Л Пачоли, введшему понятие золотого сечения, Леонардо да Винчи, подчеркивавшему, что «красота прекрасного лица заклю
чена в божественной пропорциональ ности КОУ1ПОЗИЦИИ его элементов», А Дюреру и др Худож поиск «совер тонной» П не прекращается ни в новое время («линия красоты» у Хогарта), ни в XX в («модулор» Ле Корбюзье — применяемая в строительстве и худож конструировании система величин, ос нованных на П человеческого тела) Соблюдение пропорции — одно из условий стройной композиции худож про изв Вместе с тем сознательное нарушение П (Дефор шцчя) испочьзуется в совр иск ве как прием для дости /кения худож выразительности (Изоб-разигельно выразительные средава)