ПРОПП Владимир Яковлевич (1895— 1970) — советский литературовед фольк лорисг и теоретик иск ва На материале исследования структуры вол шебной сказки впервые в гуманитар ных науках П применит точные методы анализа для выявления единой схемы, лежащей в основе фольклорных текстов П показал, что во всех рус волшебных сказках обнаруживается одинаковый набор персонажей, связанных между собой однотипными сюжетными отношениями (функциями), благодаря чему сюжетная схема цля всех сказок единообразна (однако возможен либо пропуск нек-рых необязательных отношений, либо их циклическое повторе ние) Для выражения установленной им на основе индуктивной обработки материала схемы П ввел формальную запись Этот ею груд («Морфология сказки», 1928), задуманный в духе «морфологии» Гете, эпиграфы из к рого предпосланы каждой из глав книги, по лучил мировое признание как первый опыт структурного анализа худож тек стов Продолжение и развитие радра ботки П нашли в У1ногочисленных ис с1едованиях ар ученых, применявших те же или сходные методы (в т ч и (-испольадваниеУ1 компьютеров) не толь ко для анализа фольклора, но и для иных типов худож тексчов Истори ческ)ю интерпретацию выявленной им морфологической структуры сказки П дал позднее на основе идеи об отраже нии в ней древн обряда инициации (посвящения юноши в тайны племени)
В ряде статей П привлекает фольклор ный материал и типологические сопоставления с архаическими обрядами для объяснения мифологических сюжетов древн лит-ры (в частности, мифа об Эдипе) Предложенное им истолкование ритуального смеха над смертью оказало влияние на разработку эстетической теории карнавала Представляют интерес курс лекций П по эстетике смешного и комического, исследование о мотиве змееборства в изобразитель ном искусстве Ладоги в сопоставлении с фольклорными стихами Соч П «Ис торические корни волшебной сказки» (1946), «Русский героический эпос» (1955), посмертно опубликованы «Фольклор и действительность» (1976), «Проблемы комизма и смеха» (1976)
ПРОСВЕЩЕНИЯ ЭСТЕТИКА—эс тетические воззрения представителей европ идейного движения (XVIII — начало XIX в), отличавшегося антифеодальной направленностью и полу чившего название П Просветителей от личали безграничная вера в разум человека, критика религиозного мракобесия, надежда на гармонизацию об-ва через П людей, развитие их творческого начала. Идеалы Свободы, Равенства, Братства и Мира определили интерес западноевроп просветителей к категориям красоты, гармонии, эстетического вкуса, проблемам искусства П, э. носи- •па.наступательный и_д^мокр_а1ИЧЈския характер, борясь с разного рода элитар ными (Элитарное искусство) и гедо нистическими (Гедонизм в искусстве) взглядами на иск-во, утверждая в нем антифеодальные нравственные идеады,. В Западной Европе П развивалось в различных исторических условиях (компромисс буржуазии и аристократии в Англии, канун буржуазной революции во Франции, феодальная раздроблен ность в Германии), и его представите ли придерживались разных философ ских ориентаций (первый англ просве титель Шефтсбери — идеалист, такие деятели фр П, как Дидро, К А Гель-веций,—материв чисты) Но всех их объединяло новое понимание человека как «естественного», наделенного богатством и рациональных, и чувственных
способностей Ьольшое место в П э занимало учение о красоте, поиск ееябт,) ективных оснований «Красота состоит в многообразии единого»,— писал Вин-кельман Качество, «наличие которого делает предметы прекрасными», искал Дидро Теоретик изобразительного иск-ва Хогарт обнаруживал это качество в волнистой линии Но все просветители сходились в том, что объективные основания красоты открываются только активно стремящемуся к ней человекуэ вооруженному и интеллектом и эмоциями Не случайно именно П э поднимает проблему не только объективного, но и субьекчивного характера эстети ческого суждения (Суждение эстетическое) Намеченная Баумгартеном, эта проблема разрабатывается затем Кантом, предельно остро, как относитель ность прекрасного, анализируется Юмом l^ai£ratma_ggJgJ<gwfu станови^я_ _ в.Л- Э^-не только показателем 'целостности^.упоря^рчеш^сти 0рлв.одь^лдр-изв. иск ва, по и характеристикой рав-новесия-рационального и эмоциональ-' ного начала в человеке, обоснованием возможное^ снятия социальных антагонизмов. ^Очень важная для П э категория эстетического вкуса развивается от обоснования истинности вкуса разумом у И К Готшеда («Книга о немецком стихотворстве», 1751) к анализу его психологических механизмов у Юма («О норме вкуса», 1739—40) и выведению характеристик, делающих вкус субъекта подлинно эстетическим, у Канта («Критика способности суждения», 1790) Фр просветители под черкивали социальную обусловленность эстетического вкуса, предлагали более демократическую его трактовку Ра^ра-ботка этой категории — заметный вклад П э в развитие эстетической мысли Иск во для просветителей — прежде в"его следств^ утверждения эцтТЯфгц^ ' дальных нравственных.и,д,еал.оа-«ЈЈ1йЕ1-. венного» человека^Оня поддерживали ен1имешалиэм и реализм (живопись Хогарта и Ж Б Грёза, «мещанскую трагедию» в Германии и «слезливую комедию» во Франции, просветительский роман) к рые несли новую мораль Критикуя академизм, П э не чуралась вы-
Про<.1ранс1во и время в ис^цсстие
Пространство и время в искусстве
сокой классики в искусстве Она выде ляла в нем познавательную и воспита тельную функции, считала его помощ ником в преобразовании об ва Эпоха Просвещения —время демократизации иск-ва, расширения "его" аудиюрии^ и рождения худож критики как института культуры, 'pетулиpующeгo отношения иск"ва с публикой— Блестящими крити ками в западноевроп П были Дж Ад дисон («Спектейтор» «Зритель», 1711— 14), Дидро («Салоны» 1759—79), Лессинг («Гамбургская драматургия», 1767—69) Национальным вариантом европ просветительского движения яв ляется П в России (вторая половина XVIII в) — завершающий этап разви тия рус культуры от средневековья к новому времени Эстетическая теория, выступающая как важнейший аспект философии и идеологии pvc П, скла дывается в разви гии традиций оте чественной теоретике худож мысли и в творческом усвоении и интерпретации эстетических идей западноевроп прос ветителей Ранний период рус П э (до середины XVIII в) представлен тру дами Ф Прокоповича, А Д Кантемира В Н Татищева, Тредиаковспого Ломо носова, зрелый этап — творчеством Но викова, Радищева, Карамзина, Я П Ко зельского и др И 1ейно политическая ориентация рус П — противостояние деспотизму государственной и церков ной власти, борьба против крепостного рабства, феодальной замкь'тости неве жества, тормозящих 1виж1:ние России по пути европеизации Философская платформа — деизм При ^гом теорс тики рус П э тракговли чр^ьрашос как свойство природы ви-ii "н е1ин(-тво мира в действии законы всеобщего стремления к совершенс-гвц Категория совершенства выступает ^ нн\ в)ни версальном значении «пру/шшл» и «це ли» бытия, критерия оценки яв1ении действительности Центры ii. нос звено этико эстетической теории р с просве тителей—)чение о 1.овер['1>.нном чечо веке ^гражданине. Сыне отс '^тва) oh предстает как физически н ^\\odHO rap моничное, нравственное с\1цигчо фор мируемое обвом само1.ов<:Ц11ен(_тв\ю щееся и деятельное Paunoi тизм опре
деляет стремление рус просветителей к построению всеобщей системы наук и художеств что в свою очередь, приво дит к вычленению эстетики как само стоятельной дисциплины, имеющей свой предмет, методы и общественные функ ции (80 е гг) К концу XVIII в скла дывается понятийный аппарат эстети ки, определяется круг проблем, к рые она рассматривает, ставится вопрос об общественной роли эстетического воспитания Худож теория рус П — состав ная часть мировоззренческой концеп ции иск-во выступает как особая фор ма познания и творчества, способ ут верждения природных, социапьных, нравственных совершенств, как средст во воспитания сограждан Наиболее полно мировоззренческие идеи рус П воплотил классицизм — ведущий твор ческий метод эпохи Вместе с тем ху дож эстетическая теория П повлияла и на др направления и течения в рус иск ве — на просветительский реализм сентиментализм, ранний романтизм Ис торическая ограниченность (как запад ноевроп так и рус) просветителей, к рые по словам Ленина, «искренне не видели (отчасти не могли еще видеть) противоречий» в нарождающемся бур жуазном строе, не умаляет их дела П э сыграла заметную роль в духовной культуре, явилась важным этапом в раз витии общеевроп эстетической мысли
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ в искусстве — категории, с помощью к ры\ в истории эстетики ктассифицировались виды искусства (определяемые соот ветственно как пространственные и врс менные) К пространственным обычно ОТНОСИ1И тамк иск ва, в к рых не обна р\живается 1вижения — архитектуру спульптцру живопись графику toi id кaкму^ыha пантомима и балет драча разные ВИ1.Ы сювссного иск ва относи 1ись к иск вам временным Несмогря на на чичие определенных основчнии t.~i» такой классификации она пошери^тся пересмотры в совр эстетике и искусство знании Бы [о показано что человь че^кое восприятие пространственных изображений всегта осуществ]яется во В оно всегга дискретно (прерывно) художник o6iei4aeT это восприятие
обозначая в своем произв те временные границы, в соответствии с к рыми наше восприятие членится на отдельные рит мические такты Эйзенштейн подчерки вал, что живописные произв (напр портрет М Н Ермоловой кисти В А Се рова) содержат членения на части, сое диняемые при их восприятии, что позво ляет считать построение этих произв подобным монтажному (Монтаж) При менительно к творчеству таких художников, как М А Врубель, П Н Филонов, можно говорить даже об относи тельной независимости отдельных мик рофрагментов их картин Т обр, изоб разительное иск-во, описывавшееся обычно вне В, оказалось по способу восприятия связанным с ним Пере смотр суждений традиционной эстетики о Пив был связан также с широким применением по отношению к словесно му иск ву представлений о неразрывной связи П и в, выработанных естествен ными науками в первой четверти XX в В трудах Бахтина понятие хронотопа (от греч chronos — время, topos — мес то) применено для описания и класси фикации разных видов литературных текстов (Текст художественный), в частности исторически сменявшихся типов романа По словам англ драма турга Д Б Пристли, характерное для большинства его пьес представление фабулы вне хронологической последо вательности (со смещением временных границ и с перенесением из одной эпохи в др) было подсказано ему книгой П Д Успенского о новой модели мира в совр науке Изменение представле ния о В обнаруживается и в романс XX в, где (как, напр, в эпопее фр писателя М Пруста «В поисках утра ченного времени») оно оказывается «центральным персонажем» Известный и ранее прием несовпадения последо вательности сюжетного изображения событий с развертыванием фабулы в реальном В особенно широко приме няется в прозе испочьзующей «поток сознания» героя, в к ром все реальные временные интервалы могут деформи роваться Параллельно с течениями в психологии, акцентирующими внима ние на самых ранних образах отпеча
тавшихся в бессознательной памяги, в прозе XX в вырабатываются способы худож реконструкции восприятий ран него дегства («Котик Летаев» Белого «Перед восходом солнца» М М Зо щенко и др) В как осн тема прони зывает прозаическое и поэтическое творчество В Хлебникова, позднее творчество В П Катаева По отношению к изобразительным видам иск-ва проблемы П наиболее детально иссле дованы в связи с символической функ цией перспективы Панофским, Фло-ренским и Б В Раушенбахом В трудах этих ученых, а также Франкастеля пока зано, что свойственная европ иск ву после Ренессанса прямая перспектива возникает в связи с изменением пред ставления о Паи Ранее же использовались др перспективные принципы (близкие к чертежным в египетском иск ве, иерархическая «обратная» пер спектива в средневековой иконописи и т п) Определенный тип восприятия П в и становится в каждую конкретную эпоху стилистической нормой Нейро психологические особенности челове ческого мозга (лево и правополушар ная его специализация) обусловливают многообразие возможностей вое приятия П и в Это используется в эстетических целях так, что в каждом конкретном произв иск-ва реализуются нек-рые из этих возможностей Куль турно-историческая и социальная обус ловленность реализации категорий П и в в и приводит к возникновению та ких его форм, к рые занимают проме жугочное положение между теми ви дами иск ва, к рые в традиционной эс тетике считались пространственными, и теми, к рые считались временными Так, в традиционной инд культуре, где роль временных и особенно хроноло гических различий существенно меньше, чем в Европе, танец представляет со бой смену дискретных поз анапогич ных разработанной в эстетике их клас сификации для скульптуры Примером сближения временного иск ва с прост ранственным (в традиционном ихтолко вании) можно считать визуальную, или графическую, поэзию, широко распрост ранившуюся в последнее время, но и
Профессиональное иск.усство
Психология искусства
раньше, в начале XX в., интересовавшую таких рус. поэтов, как А. Белый, М. И. Цветаева и Маяковский, разработавших особые графические приемы расположения частей стихотворной строки (столбиком или лесенкой). Технические изобретения способствуют распространению новых средств передачи информации (напр., документальное кино или прямая телевизионная передача), к-рыев принципе позволяют фиксировать события в реальном хроното-пе. Именно развитие новых видов иск-ва со всей остротой ставит проблему эстетической сущности категорий П. и в. в и., позволяет нетрадиционно и углубленно осознать отличие реального и психологического П. и в. от П. и в. в и.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО (от лат. profiteer — объявляю своим делом) — система худож. деятельности, основанная на исторически сложившемся разделении труда и специализации в определенном виде искусства. Можно говорить о П. и. живописца, скульптора, графика, архитектора, драматурга, актера, композитора, музыканта-исполнителя, поэта и т. д. П. и. возникает на достаточно высокой ступени развития человеческой культуры и предполагает включение иск-ва как самостоятельного института в общественные, духовные и социально-экономические отношения людей. Функционирование и развитие П. и. регулируется сложившимися и меняющимися социальными нормами, заказом на худож. произв. со стороны об-ва, особенностями эстетического идеала и худож. стиля. В нем постоянно проявляется диалектическая взаимосвязь между заказчиком, автором (в отдельны* случаях— исполнителем) и публикой. О появлении П. и. со всеми его отличительными чертами можно говорить со времени высокой классики греч. иск.-ва, когда создаются худож. комплексы типа Акрополя в Афинах, где заказчиком всех сооружений и монументов выступало государство, гл. архитектором и скульптором должен был быть обязательно гражданин Афин (как Фидий), а рабочие набирались из числа свободных граждан. Ведущим видом в П. и. того времени был
театр, имевший разработанную регламентацию. Осмысление назначения П. и. в об-ве явилось важнейшей проблемой античной эстетики. Один из вариантов ее решения был дан в «Государстве» Платона. Качественно новый этап развития П. и. приходится на эпоху Возрождения (Возрождения эстетика), когда профессия художника вычленяется среди др. профессий, становится осн. источником дохода, личность автора начинает играть заметную роль в становлении культуры, эстетических вкусов и идеалов публики. В эпоху Просвещения П. и. как общественный институт закрепляется в обособленном социальном статусе, напр. представленном в лице Академии (Академизм). В России П. и. завоевывает общественные позиции в XIX в. Так, одним из первых рус. профессиональных литераторов был Пушкин. Развитие капитализма и научно-технический прогресс в новое время усилили разделение труда в П. и. и подчинение его интересам господствующих классов. Однако ведущие прогрессивные представители П. и., принадлежа по своему общественному положению к интеллигенции, выступали как определенная общественная сила, стремясь выразить в своих произв. интересы всего народа. При социализме П. и. неразрывно связано с жизнью об-ва в целом, что в наиболее наглядной форме нашло отражение в почетных званиях народного артиста, народного художника и т. п. В отличие от самодеятельного искусства, любительства, народного творчества, П. и. имеет чет-' кую конечную худож. цель и использует специально разработанные для ее достижения методы творчества. П. и. немыслимо без последовательного обучения методам и навыкам худож. творчества и освоения исторического опыта иск-ва в данной области, худож. наследия, без накопления суммы знаний и профессиональных навыков, составляющих основу школы, творческого направления, стиля.
ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПА-ГИТ (Dionysios Areopagites) — представитель восточной патристики V или нач. VI в., соч. к-рого написаны от име-
ни Д. А., упоминаемого в Библии. Настоящее имя не установлено. Опираясь на философско-теологические доктрины предшествующего этапа патристики и философию неоплатонизма, построил систему христианской онтологии и гносеологии, в к-рой важное место заняла эстетика. Конечной целью устремлений человека, по П.-Д. А„ является трансцендентный абсолют — «сверхсущност-но-прекрасное», а весь универсум (и социум) понимается как иерархическая система, восходящая к нему. В процессах «возведения», приобщения человека к абсолюту эстетическое играет, по П.-Д. А., важную роль: «возведение» осуществляется путем «уподобления», подражания абсолюту, а передача высшего «знания» сверху вниз происходит в результате световых озарений, поступенчатого «светодаяния». Одной из форм передачи человеку «духовного света» выступает система чувственно воспринимаемых символов, образов, знаков, изображений, охватывающая и всю сферу иск-ва. Согласно разработанной П.-Д. А. концепции символизма, символы служат одновременно сокрытию (от непосвященных) и выражению истины. Людям необходимо учиться «видению» символа, его верной расшифровке. П.-Д. А. различает два осн. класса символов: «образы подобные», имеющие черты сходства с архетипом, и «образы несходные», «неподобные подобия», с помощью к-рых и осуществляется приобщение к высшим духовным сущностям. Назначение этих образов — возбудить психику субъекта самой «несообразностью изображения», направить его восприятие на нечто противоположное изображенному — на абсолютную духовность. При этом даже безобразные и непристойные явления и предметы могут выступать образами, или символами, высокой духовности. Прекрасное в материальном мире понимается П.-Д. А. как символ (из разряда «подобных») абсолютной трансцендентной красоты, к-рая, в свою очередь, является «причиной гармоничности и блеска во всем сущем». Полное постижение символов приводит к неописуемому наслаждению. Взгляды П.-Д.
А. легли в основу средневековой эстетики, оказали влияние на худож. культуру Византии, Западной Европы. Древн. Руси. южных славян, Грузии, Армении. Осн. соч. П.-Д. А.— трактаты «О небесной иерархии». «О церковной иерархии», «О божественных именах», «Таинственное богословие».
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА — см. Фрейдизм и художественное творчество.
ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА (от греч. psyche — душа и logos —- учение, наука) — отрасль психологической науки, исследующая как свойства и состояния личности, к-рые обусловливают создание и восприятие ею худож. ценностей, так и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. П. и. развивалась, преодолевая воздействие, с одной стороны, психологизма (в Германии - В. Вундт, в России — Д. Н. Ов-сянико-Куликовский и др. последователи Потесни), выводившего форму худож. произв. и их содержание из особенностей индивидуального сознания, а с др.— антипсихологизма (формальной школы структурализма), отвергающего зависимость этих произв. от психической активности субъекта. Совр. П. и. исходит из представления о первичности иск-ва как особой исторически развивающейся системы по отношению к индивидуально-личностным свойствам творящих ее людей, изучая роль этих свойств в построении и функционировании этой системы. Используя конкретно-научные методы (наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, интервьюирование, биографический метод и др.), П. и. исследует процессы худож. творчества под углом зрения реализации в них способностей и характера личности, ее интеллекта и эмоций. мотивационных факторов, межличностных отношений. Поскольку в иск-ве человек духовно-практически осваивает мир посредством худож. образов, П. и. выявляет механизмы их формирования, отправляясь от опыта познания человеком действительности в системе др. элементов культуры (языка, представлений. понятий и др.), с тем чтобы про-
Психология хцдожественного творчества
Психопоэтика
следить закономерности преобразования этого опыта с целью порождения худож. творений. Своеобразие работы мысли в этих условиях раскрывается при ее сравнении с оперированием субъектом теми чувственными и умственными образами, к-рые организуют его поведение вне сферы иск-ва. Такое сравнение позволяет объяснить уникальность актов худож. познания, их отличие от др. форм отображения действительности. Для построения худож. образа используются заданные социально-историческим развитием культуры знаковые средства (речевые, визуальные, звуковые и др.), овладение к-рыми требует особых способностей, умений, навыков, выявляемых П. и. Применяя знаковые средства, личность создает произв. иск-ва, к-рое зарождается в структуре ее психики в виде замысла, предвосхищающего будущее творение. Изучение переживаний и состояний личности (в частности, такого состояния, как вдохновение) на пути от замысла через различные пробы и варианты к итоговому результату позволяет проанализировать процессы в «мастерской художника» и тем самым пролить свет на роль личностного фактора в становлении эстетических ценностей, исходящих из этой «мастерской» в независимый от индивида мир иск-ва. Эстетические ценности продуцируются целостной личностью художника в единстве ее сознания и неосознаваемых психических проявлений. Специфика испытываемых личностью в процессе худож. творчества состояний дала повод для их различных иррационалистических трактовок, противопоставляющих осознанное постижение действительности особому «откровению», сверхъестественному прозрению и т. п. Данные П. и., свидетельствуя о неправомерности попыток усматривать в продуктах иск-ва эффект действия подспудных духовных сил, непостижимых для рационального и опытного познания, показывают вместе с тем важное значение эстетической ингциции и особых эмоциональных способов постижения художником действительности, в частности в виде эмпа-тии. Изучение переживаний, сопряжен-
ных с созданием и восприятием иск-ва, уже в древности выявило ключевую роль феномена катарсиса. Этот феномен позволил, во-первых, отграничить повседневные «житейские» чувства от эмоциональных потрясений, к-рые вызывает общение с произв. иск-ва; во-вторых, обнажить внутреннее родство между психологией их создателя и тех, кто их воспринимает; в-третьих, указать на их воздействие на личность не только в плане худож. познания ею реальности, но также и преобразования глубинных оснований ее отношений к этой реальности, к др. людям и самой себе. Эти аспекты определили осн. проблемы П. и.: изучение специфических характеристик образно-эмоционального строя личности, создаваемых ее включенностью в процессы порождения и восприятия эстетических ценностей, анализ худож. восприятия как формы сотворчества в различные периоды развития индивида и у различных контингентов зрителей (реципиентов), воздействие иск-ва на ценностные ориентации и мотивацию поведения субъекта, его мировоззрение. В советской П. первую программу разработки этой области знания изложил Выготский.
ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА—субдисциплина, с одной стороны, общей психологии, а с др.— эстетики и искусствознания. Исследуя X. т., общая П. не ставит своей специальной задачей выявление его специфики. Ее интересует изучение не столько X. т. как такового, сколько X. в Т. как возможной модели творческой деятельности в более широком смысле. В отличие от этого П. х. т. интересуется именно спецификой психологических аспектов процесса X. т. Цель его эстетического анализа — постижение характера включения в творческий процесс психологических закономерное тей, к-рые по-разному проявляются в творчестве различных художников, отличаются индивидуальным своеобразием, но имеют общую природу. Задача искусствоведческого исследования -выявление неповторимых психологических особенностей, характерных именно для творческой индивидуальности в
искусстве, для отдельного художника, по-разному сказывающихся в каждом конкретном творческом акте. Разумеется, и эстетика включает в сферу своих исследований индивидуальное, а искусствознание — общее, но не они доминируют соответственно в сфере интересов каждой из этих наук. П. х. т. и психология искусства не идентичны. Психологическая проблематика нск-ва шире П. х. т. Первая охватывает достаточно емкий круг вопросов, среди к-рых наряду с психологическими проблемами стоят социально-психологические, наряду с П. творческого процесса — П. восприятия. В отличие от П. иск-ва, в компетенцию к-рой входит выявление психологического и социально-психологического содержания, заключенного в самих худож. произв., особенностей психологического воздействия иск-ва на духовную жизнь человека и на всю область социальных отношений, предметом П. х. т. являются не объективированные результаты худож. деятельности, а сама эта деятельность, сам процесс создания худож. ценностей, следовательно, субъективная сторона по преимуществу. В компетенцию П. х. т. входит сложный, трудно уловимый круг вопросов, начиная от разнообразных условий и причин возникновения и формирования замысла, возможных его трансформаций, особенностей личности художника и т. д. Однако при всех различиях между П. иск-ва и П. х. т., они органично связаны, во-первых, как единство объективного и субъективного и, во-вторых, как имеющие общие интересы, среди к-рых — исследование особенностей худож. восприятия как сотворческого акта, исторической жизни произв. иск-ва в культуре и т. п. Предмет П. иск-ва — психологическое содержание худож. произв.—легче поддается исследованию, чем П. х. г.. в силу того, что анализ опирается здесь на материализованные результаты худож. мысли. Хотя П. х. т. также обращается к исследованию объективных данных (таких, напр., как высказывания и суждения самих художников о своем творчестве, подготовительные материалы и подходы к нро-
изв.— эскизы, этюды, черновики, планы, правка, свидетельства наблюдателей «со стороны» и очевидцев и т. д.), такие данные для нее важны, но недостаточны. Осн. источником П. х. т. является само худож. произв., в к-ром содержится возможность постижения путей воплощения замысла, обратного движения от творческого результата к процессу его создания. Среди психологических механизмов X. т. выделяются память. воображение, идентификация и т. д., особое место занимает бессознательное. Механизмы эти отнюдь не специфичны лишь для X. т., они действуют и в процессе научного творчества, но направление их действия в каждой из этих областей различно. Психологические механизмы, равно как к психологические проблемы творчества в широком смысле, сопоставимы в науке и в иск-ве по принципу схождений и расхождений. Психологическое содержание иск-ва и П. х. т.— не иллюстрация постулатов психологической науки, а скорее важнейший источник эстетических обобщений. Но в отличие от психологической науки, отличающейся способностью решения тех или иных вопросов и последующего обращения к новым, своеобразие П. х. т. выражается в том, что решение исследуемой проблемы в произв. иск-ва никогда не бывает исчерпывающим, в худож. содержании всегда остаются грани, требующие нового осмысления. Большой художник — всегда психолог, но особого рода. Его творения — всегда психологическая проблема. В них сохраняется, фигурально говоря, определенная «загадка», разгадать к-рую еще предстоит.
ПСИХОПОЭТИКА (от греч psyche-душа и poietike — поэтическое иск-во)-направление в совр. западной эстетической мысли, представляющее комплекс теорий, исследовательских приемов и средств анализа худож. произв., заимствованных, как правило, из классического психоанализа фрейда и «структурного психоанализа» Ж. Лакана. П. получила распространение в США и в странях Западной Европы. Ее представители (Р. Де Боугранд, Г. Блюм, М. Гримод, Н. Холэнд, Э. Уордсворт
Публики
Пуризм
и др.) акцентируют внимание на бессознательных процессах, участвующих в создании поэтических образов, и их взаимосвязях с разнообразными текстуальными элементами худож. про-изв. В рамках П. используются, различные модели толкования поэтических текстов (Текст художественный).. 1. «Модель аналогии», часто принимающая форму психокритицизма и основанная на установлении прямой связи поэтических образов с инфантильными переживаниями поэта, психоаналитически трактуемыми «эдиповым комплексом», инцестуоз-ными запретами, амбивалентными чувствами и т. д. Эта модель покоится на представлениях Фрейда, согласно к-рым эмоциональные переживания будят в поэте воспоминания о желаниях детства, к-рые получают отражение в худож. произв. 2. «Медицинская модель», в соответствии с к-рой поэтический текст воспринимается в качестве документа, демонстрирующего болезненное расщепление психики и патологические черты характера автора худож. произв. 3. «Герменевтическая модель», предусматривающая ориентацию на раскрытие и толкование символического языка бессознательного, проявляющегося как в худож. произв., так и в коммуникационных процессах между поэтическим текстом и читателем, стремящимся его понять. Если у Фрейда психоаналитическое понимание поэтического творчества соотносилось с попытками раскрытия существа протекания психических процессов, то для Лакана психоаналитическое прочтение худож. произв. лишь лингвистическая проблема, а психоанализ трактуется им как важная сфера литературных исследований. Основываясь на концепциях «разорванной коммуникации» и «герменевтического психоанализа», выдвинутых философом Ю. Хабермасом (ФРГ), нек-рые западные литературоведы стремятся рассматривать П. не только как психоаналитически ориентированную теорию литературы, но и как радикальную критику худож. коммуникационных процессов. Одни из них полагают, что поэтика, как таковая, требует познавательной комбинации «эпистемологи-