ПРЕКРАСНОЕ - одна из основных, а может быть и самая основная категория эстетики, как учения о красоте. Это некая положительная общечеловеческая ценность (но наполняемая разными авторами различным содержанием). Уже шумерские письменные памятники ХХУ в. д. н. э. оставили нам сведения об эстетических воззрениях древних (причем с позиций с мора о взаимоотношении прекрасного с полезным). В античной культуре постоянно, с различных позиций, обсуждается мысль о красоте бытия (Пифагор, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель). В средние века господство-пила концепция божественного происхождения красоты (Фома Аквинский, Франциск Ассизский, Бонавентура): красота Бога созерцается во всех его творениях, способствует восхождению человека к вершине своего назначения, подавляет в нем земные желания и облегчает путь к вере. В период Порождения утверждалась красота самой по себе природы и радость ее восприятия: искусство трактовалось как зеркало, которое художник держит перед природой. Образцом красоты объявляется человек и его тело.
|
|
Т. Кампанслла обосновывает полифонию в эстетике жизни и релятивизмом ее оценок: нет ничего, что одновременно не было бы и прекрасным и безобразным. В. Шекспир утверждает связь красоты и правды: «прекрасное прекрасней во сто крат, увенчанное правдой драгоценной».
И период Просвещения Вольтер, Дидро также говорят об относительном характере представлений человека о красоте. Для немецкого искусствоведа Баумгартена прекрасное есть порождение уже именно духа. Ф. Шиллер: отличает изображение прекрасного от прекрасного изображения; то, ЧТО выглядит безобразным в природе, может быть прекрасно изображено в искусстве. Лессинг разделяет красоту и истину, относя поиск красоты к и поразительным искусствам, а поиск истины - к области поэзии. Развивая ни мысли, Гегель считает, что красота в природе - момент развития Абсолютной идеи, но она ниже красоты в искусстве. Хотя и последняя оттесняется ИСТИННОСТЬЮ, - на смену веку искусства пришел век философии. С Гегелем спорит Н. Г. Чернышевский: развитие мышления в человеке не разрушает в нем эстетического чувства, которое есть нечто особенное. Позднее Ортега - и - Гассет также писал, что хотя прекрасное зыбко и его не так просто сковать рамками концепции, тем не менее именно оно задает тон в искусстве, объективно существует. Он связывает его именно с чувством эстетического наслаждения. Искусство- высшая форма освоения мира по чаконам красоты. О чем бы ни говорил художник, о страданиях, уродстве, комизме, возвышенных подвигах, - его творения должны доставлять эстетическое наслаждение.
|
|
Итак, само понятие «прекрасное» - вечно, а наши представления о нем исторически меняются.
БЕЗОБРАЗНОЕ - противопоставляется прекрасному. Впервые теоретически его осмыслил Аристотель, - произведение искусства, считал он, всегда должно иметь прекрасную форму, в предмет же искусства входит и прекрасное и безобразное. Древние египтяне отмечали, что в процессе старения все здоровое и красивое становится больным и безобразным. Безобразное и прекрасное оказываются связанными между собой тысячью нитей.
В Философском энциклопедическом словаре оно определяется как средоточие негативных характеристик, противопоставляемых характеристикам прекрасного: бесформенное, беспорядочное, неопределенное ит.п.,-иной раз сближаясь с понятием небытия. Кстати, эстетика Просвещения отрицала право безобразного на отражение в произведениях искусства. Лессинг. к примеру, считал, что безобразное не может быть предметом искусства, а л ишь фоном для усиления прекрасного-смешным или страшным. В романтизме (кон. 18-нач. 19 века) безобразное вообще реабилитируется в искусстве (творчество Ш. Бодлера, А. Рембо, маркиза де Сада). В эстетике же декадентства (конец 19 в.), в авангардизме 20 века (С. Дали) безобразное провозглашается уже в качестве единственного эстетического эквивалента абсурдности бытия (А. Камю).
ВОЗВЫШЕННОЕ - в истории эстетической мысли вначале трактовалось не как эстетическая категория, а как стилистическая фигура риторики (науки об искусстве владения слово, речью, - об искусстве красноречия): в 1-м веке греческий ритор Цецилий написал сочинение «О возвышенном», где рассматривались правила возвышенного стиля и соответствующая техника ораторской речи (трактат не дошел до нас и о нем мы знаем из других, более поздних источников). Нов 1-мже веке появилось и другое произведение «О возвышенном» (автор неизвестен -его обозначили Псевдо-Лонгин, ибо вначале работу приписывали философу Лонгину, который жил в 3-м веке). Автор полемизирует с Цецилием и расширяет понятие возвышенного до эстетической категории; в возвышенном он видит отображение могучие проявляющих величие Бога сил природы,- утверждайся также величие человеческого духа, поднимаемого до божественного величия. Все лучик t и искусстве, и особенно в литературе, он относит к этой сфере, отмечая
Главные признаки,- необычайные страсти, красота речи в соединении Великими мыслями, далекими от мирской суеты, людского тщеславия, переживание возвышенного приближает человека, по его мнению, к божественному.
В средние века возвышенное также связывалось с божественным. Это особенно ярко проявилось в архитектуре христианских готических соборов, устремленных шпилями к небу, как бы выражая стремления людей к высокому, чистому, идеальному (отсюда буквально «возвышенное стремление»). В нюху Возрождения возвышенное понималось как яркое и полное проявление человеческой сущности; литераторы, художники и скульпторы славили мощь, красоту, силу человека (как дерзновенное проявление в нем титанического). К примеру, творчество У. Шекспира, скульптура Микельанджело,
Английский теоретик Э.Берк в 1757 г. Опубликовал сочинение «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного», где положил начало теоретическому исследованию противопоставления этих категорий (Ф. Шиллер, как известно, тоже резко противопоставлял эти категории). Каш считал, что корни возвышенного в нашей душе, Гегель рассматривает возвышенное этапом в развитии мирового дула, -его он связывает с романтической стадией развития искусства, в частности с поэзией и музыкой - максимально одухотворенных, почти оторванных от материального начала. Гаман трактует возвышенное не как эстетическую, а как религиозную категорию. Н. Гартман определяет возвышенное как некое объективно существующее прекрасное, соответствующее потребности человека в великом, превосходном. В целом возвышенное практуется как эстетическое свойство предметов, явлений природы, таящих в себе огромные, еще не освоенные обществом потенциальные силы, которые порою и грозны для человека. Поэтому при их восприятии мы можем испытывать восторг, к которому примешивается и чувство страха. Соответствующие примеры есть и у Данте, и у Достоевского, и у Пушкина.
|
|
Итак, Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека: оно подавляет человека как физическое существо, заставляет осознать свою ограниченность, но одновременно возвышает его духовную сущность, пробуждает в человеке сознание нравственного превосходства над несоизмеримыми и подавляющими его событиями, задает идеал преодоления, развития способностей и возможностей человека.
В феномене возвышенного чувственное начало не отрицается, а подвергается нравственному преображению. Оно становится духовно-чувственным. В возвышенном выходят на первый план рефлексия и духовные чувства. Возвышенное дает стимул к достижению новой, еще более значимой меры красоты и служит ориентиром на пути к эстетическому идеалу.
НИЗМЕННОЕ - категория, противоположная возвышенному. Это крайняя степень безобразного: «чуждайтесь низкого - оно всегда уродливо» (Буало).
Низменное — эстетическая категория, характеризующая предельно негативные явления действительности и свойства общественной и индивидуальной жизни, связанные с проявлением дисгармонии и сопровождающиеся при восприятии переживанием чувства отвращения или презрения.
Низменное непосредственно граничит с эстетическими категориями безобразного и комического. Эти смежные, пересекающиеся категории находят художественное отражение и оценку в целом ряде жанров искусства (комедия, памфлет, эпиграмма, фарс, пародия, карикатура и др.).
Природные явления воспринимаются как низменные в том случае, если отдельные их стороны или свойства ассоциируются с недостойным поведением человека или угрожают его существованию. Низменное в социальной жизни проявляется в тех случаях, когда в человеческих поступках наблюдается недостаток духовности и избыток биологического, животного начала, т.е. значительно нарушается гармония внутренней и внешней сущности в человеке прекрасном. Предательство, трусость, подлость, цинизм, дисгармония духовного и телесного — все это «подведомственно» категории низменного.
|
|
Категория низменного является общей для двух наук — этики и эстетики, поскольку она характеризует явления, представляющие моральное зло и угрожающие благу человечества. Поэтому в отличие от категории безобразного для низменного оказывается неважным наличие в объекте изъянов формы.
ТРАГИЧЕСКОЕ- в пер. с греч. означает «козлиная песнь» (tragos-козел,оо'а-песня). Существуют различные версии происхождения слова, -связывается с хоровыми песнями в честь бога Диониса, Пана(Ф. Ницше). Сегодня приобрело двойной смысл: - жизненное явление, связанное с большим несчастьем, с гибельными последствиями; - драматическое произведение, изображающее эти события, чаше всего заканчивающиеся гибелью героя. Аристотель видит в нем вершину искусства. (Платон, кстати, -этого не признает, - человечество, считает он, не должно умножать свои страдания изображением их еще и на сцене и переживанием в зале).
В чем все-таки истоки этого чувства? Прежде всего, по-видимому, в том, что человек смертен и его не могут не волновать проблемы жизни, смерти и бессмертия. Еще один источник трагического - общественные противоречия: человек мечтает о свободе, равенстве и справедливости, но ни одно общественное устройство не может воплотить в жизнь эти его мечтания. Существует противоречивость личностных устремлений и требований общественной необходимости, социальной активности индивида и необыкновенной сложности бытия и недостаточности знаний о нем. По Гегелю, суть трагической личности—в ее стремлении к Абсолюту (бессмертие, добро, справедливость) и его неосуществимости, - трагическое есть результат взаимодействия трагической личности (способной к соответствующему переживанию) и трагических обстоятельств (как создаваемых деятельностью конкретной личности, так и существующих как общая конкретно-историческая обстановка). Гегель называет это состоянием мира. В этом плане XX век, как эпоха величайших социальных потрясений и кризисов, дает множество примеров напряженных трагедийных ситуаций.
Итак, в трагедии отображаются не частные неполадки и несчастья человека, а бедствия и фундаментальное несовершенство бытия человечества, сказывающиеся на судьбе отдельной личности, которая может это остро пережить. Но суть трагедии - не в роковой развязке (она часто заранее известна зрителю: древние греки знали сюжеты мифов, лежащих в основе трагедии, иной раз и хор предварительно сообщает ее. - произведения Софокла, Еврипида), а в специфической демонстрации диалектики необходимости обстоятельств и свободы в поведении героя. Герой проходит испытание свободой и смертью. Он активно борется с роком, с предсказанием, но, тем не менее, действует в русле необходимости, он страстно стремится, но не в силах предотвратить неизбежное и он сам своими активными действиями осуществляет свою трагическую судьбу (к примеру, трагедия Софокла «Царь Эдип»)-Воля богов неодолима, но и человек проявляет свои волевые качества, осмеливается сопротивляться, все это вновь и вновь поражает зрителя.
В то же время Лессинг развивает концепцию обязательной оптимистичное™ трагедии в искусстве: ужасы и жизненные бедствия следует изображать ничуть не смягчая их, и одновременно показывать, что это есть преходящий момент мира, в котором всегда существует высшая гармония и справедливость. Осмысляя гибель индивидуальности, как крушение целого мира, трагедия вместе с тем утверждает прочит и,, бесконечность всего мироздания. Трагедия -это философское искусство на стыке с философией, ставящее и решающее высшие метафизические проблемы. Трагедия - скорбная песнь о невосполнимой утрате и одновременно радостный гимн бессмертию жизни.
Итак, Трагическое — эстетическая категория, характеризующая напряженное переживание конфликта, связанное с духовным преодолением, преображением (катарсисом), страданиями или аффектами героя. В рамках философского анализа трагическое — форма драматического осознания и переживания человеком конфликта с силами, угрожающими его существованию и приводящими к гибели человека или важных духовных ценностей.
Трагическое предполагает не пассивное страдание человека под тяжестью враждебных ему сил, а его свободную, активную деятельность, восстание против рока, судьбы, обстоятельств и борьбу с ними. В трагическом человек раскрывается в переломный, напряженный момент своего существования.
Сфера трагического находится в той области действительности, где человек в своей деятельности сталкивается с явлениями, которые пока еще не познаны им и не подвластны его воле.
Трагическое тесно связано с возвышенным и героическим, поскольку предполагает героическую личность, стремящуюся к достижению возвышенных целей.
Аристотель в «Поэтике» ввел понятие «катарсис», при помощи которого объяснял механизм воздействия трагедии на душу зрителя, процесс переживания трагического. В современных исследованиях по вопросам эстетики данное понятие истолковывается более широко, как общий процесс переживания искусства. Кроме того, считается, что катарсис имеет не только функцию очищения, но и разрядки чувств. Поэтому очищение духа свойственно не только трагедии, но и другим жанрам и видам искусства, цель которых в разрядке психологического напряжения воспринимающего субъекта и создании внутреннего равновесия его психики.
УЖАСНОЕ - категория, близкая трагическому. Но если последнее имеет как бы перспективу разрешения в грядущем, (по крайней мере, в оптимистической версии, человек верит, например, в бессмертие души), то ужасное - безысходно, безнадежно. {Человек - сломан, - он раб обстоя тельств, не владеет ни собой, ни ими, -он потерян в мире). У Ф. Кафки, к примеру, «обыкновенный ужас» определяет поэтику его новелл: человека окружают слепые враждебные ему силы, - и никакой надежды. Ужасное ннушаетне страх, а ужас.
КОМИЧЕСКОЕ- наиболее сложная категория и проблема эстетики.
Исследователи ведут этимологию слова «комедия» от двух греческих слов: комос и одэ, - песня комоса, ватаги гуляк, процессии пирующих, толпы ряженых. Таким образом можно предположить, что у начала комедии находилось нечто веселое, брызжущее жизнью, ничем не стесненное, свободное от всякого рода нравственных ограничений и запретов (фаллические празднества египтян, сельские дионисии древней Греции, - в современности карнавалы). Через всю историю эстетики проходят попытки дать определения комического. Аристотель называет смешным - область безвредных нарушений этики. Наиболее подходящим для свободного человека видом смеха он называет иронию: говорим одно, а делаем вид, что говорим другое, или когда называем что-либо словами, противоположными по смыслу тому, о чем говорим. Насмешка, по его мнению, есть вид брани и ее надо бы запретить. Платон вообще считал комическое низким искусством, заниматься которым должны рабы, а не свободнорожденные («Филеб», «Республика»). Цицерон подчеркивал, что в смешном всегда есть нечто безобразное и уродливое. Спиноза считал, напротив, что смех есть радость, а поэтому сам по себе есть благо. Согласно Лессингу сфера комического - нарушения закона слишком незначительные, чтобы попасть под власть закона. Кант отмечает, что в комическом всегда присутствует нечто, хоть на мгновение повергающее нас в ощущение заблуждения; что смех есть средство примирения противоречий; что он способствует упрочению воспоминаний о чем-либо. Шиллер описывает наше внутреннее состояние в комедии, как ясное, свободное, веселое, - состояние богов, которых не заботит ничто человеческое. По Гегелю - основа комизма - противоречие внутренней несостоятельности и внешней основательности. Неожиданность всегда присуща комизму: напряженное ожидание чего-то значительного разрешается в ничто, разочаровывает своей несостоятельностью.
Комическое — эстетическая категория, отражающая степень несоответствия между реальностью и идеалом, сущим и должным и представляющая в эмоциональной форме противоречия общественной жизни и недостатки людей. Категория комического отражает жизненные явления, которые характеризуются внутренней противоречивостью, несоответствием между тем, чем они являются по существу, и тем, как они выглядят. Комическое является специфической формой раскрытия и оценки общественных противоречий, эмоционально насыщенной формой их критики.
Для противоречий, порождающих комическое, характерно то, что первая по времени восприятия сторона противоречия выглядит значительной и производит на нас большое впечатление, вторая же сторона, которую мы воспринимаем во времени позже, разочаровывает своей несостоятельностью.
Комическое встречается в разных видах искусства. В литературе, живописи, кино, театре комизм очевиден и реализуется в различных жанрах: комедия, пародия, эпиграмма, анекдот, фарс, карикатура, шарж и др. В музыке комизм менее очевиден и его бытие осложнено самой природой музыки. Считается, что единственный вид искусства, неспособный отразить комическое, — это архитектура, поскольку она прямо выражает идеалы общества и не может что-либо непосредственно критиковать, отрицать.
В целях классификации комического выделяют основные типы — юмор и сатиру.
Юмор — тип комического, который характеризуется мягким, добрым отношением к жизненным противоречиям и направлен на совершенствование объекта или явления, очищение от недостатков. Явление рассматривается критически с точки зрения его общечеловеческой значимости. Объект юмора, заслуживая критики, все же в целом сохраняет свою привлекательность. Юмору соответствует дружелюбный, беззлобный смех.
Сатира — подчеркнутая, уничтожающая критика пороков, нелепостей и противоречий социальной действительности. Она всегда актуальна, злободневна, так как ее объектом являются недостатки современности. Сатира используется, когда отрицательны не отдельные черты, а явление в своей сущности, когда оно социально опасно. Сатирический смех — злой, бичующий, уничтожающий, изобличающий.
Между юмором и сатирой находится целая гамма разнообразных оттенков комического, что отражает эстетическое богатство действительности и духовного склада личности. Это —насмешка, карнавальный хохот, едкий сарказм, тонкая ирония, изящная рационалистически строгая сатира, мудрая и злая улыбка, искристый юмор, карикатура, гневный гротеск, колючая ирония, веселый юмор, смех сквозь слезы, грустный лиричный юмор, озорная сатира, жизнерадостный народный юмор шутка, каламбур, сарказм, гротеск, бурлеск, гэгг и. Многообразие оттенков смеха отражает эстетическое богатство действительности и духовного склада той или иной личности. Но для рождения смеха недостаточно присутствие смешного в действительности, в естественной природе или в порождении человека-творца, необходима еще способность человека к его восприятию, как говорят «чувство юмора». Юмор присущ эстетически развитому уму, способному быстро, эмоционально - критически оценивать явления. Чувство юмора предполагает способность к богатым и неожиданным сопоставлениям, ассоциациям. Предполагается, что человек-единственное существо, которое может и смеяться и вызывать смех. Активная творческая форма юмора - остроумие: способность творить, созидать юмор. При этом юмор всегда опирается на эстетические идеалы, - в противном случае он превращается в пошлость, скабрезность, сальность. Смех заразителен и тяготеет к коллективности, - на людях он более интенсивен (эффект заражения). Критика в комизме не выражается прямо. Недоверие к уму аудитории порождает смех плоский, а порой и пошлый.
Но смех может вызвать и щекотка, и горячительные напитки, и веселящий газ. Значит не все смешное - комично, но все комичное - смешно. В литературе, живописи, театре, кино - комизм очевиден. В музыке это не > Юль очевидно, хотя есть и опера-буфф (комическая опера Италии 30-х г.г. IX века) и комический эффект, как результат трансформации и смешения жанров. Считается, что единственный вид искусства, неспособный отразить комическое, - архитектура. Смех - по своей природе демократичен, враждебен преклонению перед чинами и дутым авторитетам. Но смех не только казнит несовершенство мира, но и, омыв свежей эмоциональной волной радости, преображает и обновляет его. Комическое - всегда наступает в национально-своеобразной форме, которая исторически изменчива.
Ю. Борев предлагает использовать в качестве основного - понятие «эстетического», как более общее по отношению к традиционному понятию «прекрасного», и в этом есть определенный смысл.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ -рассматривается как метакатегория, т. е. как самая широкая и фундаментальная категория эстетики. Она отражает то специфически общее, что присуще и прекрасному и безобразному, и низменному и возвышенному и т. д. Эстетическое рассматривается как некое объектив-i юе свойство явлений, обусловленное соотнесенностью с жизнью человека и человечества. Но в чем его специфика? Все в основном согласны в том, ЧТО оно доставляет человеку одно из высших его духовных переживаний -эстетическое наслаждение. Менее единодушны в трактовке его генезиса: одни говорят о его возникновении благодаря единению свойств действительности и человеческого духа, либо более того о том, что это проекция духовного богатства самой личности на эстетически нейтральную действительность.
Все разобранные категории вошли в систему современной эстетической науки. Но в систему эстетики входят не только категории, но и понятия, отражающие отдельные стороны категорий. Грациозное - одно из проявлений прекрасного. Развитие сентиментализма выдвинуло для разработки понятие трогательного. Стремление к удовлетворению изысканных и утонченно-эстетических потребностей породило в искусстве Возрождения поиск не столько красоты, сколько прелести («прелестное» - чувственно -привлекательное, чувственно- красивое, - выделяется как оттенок прекрасного). Аристотель ввел в научный обиход понятие «чудесного». Дидро счи-тал, что оно вообще должно стать основным предметом эстетики. Существуют и эстетические гибриды, - наиболее известно понятие трагикомического.