Основные эстетические категории

ПРЕКРАСНОЕ - одна из основных, а может быть и самая основная категория эстетики, как учения о красоте. Это некая положительная обще­человеческая ценность (но наполняемая разными авторами различным содержанием). Уже шумерские письменные памятники ХХУ в. д. н. э. оставили нам сведения об эстетических воззрениях древних (причем с позиций с мора о взаимоотношении прекрасного с полезным). В античной культуре постоянно, с различных позиций, обсуждается мысль о красоте бытия (Пифагор, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель). В средние века господство-пила концепция божественного происхождения красоты (Фома Аквинский, Франциск Ассизский, Бонавентура): красота Бога созерцается во всех его творениях, способствует восхождению человека к вершине своего назначе­ния, подавляет в нем земные желания и облегчает путь к вере. В период Порождения утверждалась красота самой по себе природы и радость ее восприятия: искусство трактовалось как зеркало, которое художник держит перед природой. Образцом красоты объявляется человек и его тело.

Т. Кампанслла обосновывает полифонию в эстетике жизни и релятивизмом ее оценок: нет ничего, что одновременно не было бы и прекрасным и безобразным. В. Шекспир утверждает связь красоты и правды: «прекрасное прекрасней во сто крат, увенчанное правдой драгоценной».

И период Просвещения Вольтер, Дидро также говорят об относительном характере представлений человека о красоте. Для немецкого искусствоведа Баумгартена прекрасное есть порождение уже именно духа. Ф. Шиллер: отличает изображение прекрасного от прекрасного изображения; то, ЧТО выглядит безобразным в природе, может быть прекрасно изображено в искусстве. Лессинг разделяет красоту и истину, относя поиск красоты к и поразительным искусствам, а поиск истины - к области поэзии. Развивая ни мысли, Гегель считает, что красота в природе - момент развития Абсолютной идеи, но она ниже красоты в искусстве. Хотя и последняя оттесняется ИСТИННОСТЬЮ, - на смену веку искусства пришел век философии. С Гегелем спорит Н. Г. Чернышевский: развитие мышления в человеке не разрушает в нем эстетического чувства, которое есть нечто особенное. Позднее Ортега - и - Гассет также писал, что хотя прекрасное зыбко и его не так просто сковать рамками концепции, тем не менее именно оно задает тон в искусстве, объективно существует. Он связывает его именно с чувством эстетического наслаждения. Искусство- высшая форма освоения мира по чаконам красоты. О чем бы ни говорил художник, о страданиях, уродстве, комизме, возвышенных подвигах, - его творения должны доставлять эстети­ческое наслаждение.

Итак, само понятие «прекрасное» - вечно, а наши представления о нем исторически меняются.

БЕЗОБРАЗНОЕ - противопоставляется прекрасному. Впервые те­оретически его осмыслил Аристотель, - произведение искусства, счи­тал он, всегда должно иметь прекрасную форму, в предмет же искусст­ва входит и прекрасное и безобразное. Древние египтяне отмечали, что в процессе старения все здоровое и красивое становится больным и безобразным. Безобразное и прекрасное оказываются связанными меж­ду собой тысячью нитей.

В Философском энциклопедическом словаре оно определяется как средоточие негативных характеристик, противопоставляемых характерис­тикам прекрасного: бесформенное, беспорядочное, неопределенное ит.п.,-иной раз сближаясь с понятием небытия. Кстати, эстетика Просвещения отрицала право безобразного на отражение в произведениях искусства. Лессинг. к примеру, считал, что безобразное не может быть предметом искусства, а л ишь фоном для усиления прекрасного-смешным или страш­ным. В романтизме (кон. 18-нач. 19 века) безобразное вообще реабилити­руется в искусстве (творчество Ш. Бодлера, А. Рембо, маркиза де Сада). В эстетике же декадентства (конец 19 в.), в авангардизме 20 века (С. Дали) безобразное провозглашается уже в качестве единственного эстетического эквивалента абсурдности бытия (А. Камю).

ВОЗВЫШЕННОЕ - в истории эстетической мысли вначале трактова­лось не как эстетическая категория, а как стилистическая фигура риторики (науки об искусстве владения слово, речью, - об искусстве красноречия): в 1-м веке греческий ритор Цецилий написал сочинение «О возвышенном», где рассматривались правила возвышенного стиля и соответствующая тех­ника ораторской речи (трактат не дошел до нас и о нем мы знаем из других, более поздних источников). Нов 1-мже веке появилось и другое произведе­ние «О возвышенном» (автор неизвестен -его обозначили Псевдо-Лонгин, ибо вначале работу приписывали философу Лонгину, который жил в 3-м веке). Автор полемизирует с Цецилием и расширяет понятие возвышенного до эстетической категории; в возвышенном он видит отображение могу­чие проявляющих величие Бога сил природы,- утверждайся также величие человеческого духа, поднимаемого до божественного величия. Все луч­ик t и искусстве, и особенно в литературе, он относит к этой сфере, отмечая

Главные признаки,- необычайные страсти, красота речи в соединении Великими мыслями, далекими от мирской суеты, людского тщеславия, переживание возвышенного приближает человека, по его мнению, к боже­ственному.

В средние века возвышенное также связывалось с божественным. Это особенно ярко проявилось в архитектуре христианских готических соборов, устремленных шпилями к небу, как бы выражая стремления людей к высоко­му, чистому, идеальному (отсюда буквально «возвышенное стремление»). В нюху Возрождения возвышенное понималось как яркое и полное проявление человеческой сущности; литераторы, художники и скульпторы славили мощь, красоту, силу человека (как дерзновенное проявление в нем титанического). К примеру, творчество У. Шекспира, скульптура Микельанджело,

Английский теоретик Э.Берк в 1757 г. Опубликовал сочинение «Фило­софское исследование о происхождении наших идей возвышенного и пре­красного», где положил начало теоретическому исследованию противопо­ставления этих категорий (Ф. Шиллер, как известно, тоже резко противопо­ставлял эти категории). Каш считал, что корни возвышенного в нашей душе, Гегель рассматривает возвышенное этапом в развитии мирового дула, -его он связывает с романтической стадией развития искусства, в частности с поэзией и музыкой - максимально одухотворенных, почти оторванных от материального начала. Гаман трактует возвышенное не как эстетическую, а как религиозную категорию. Н. Гартман определяет возвышенное как некое объективно существующее прекрасное, соответствующее потребно­сти человека в великом, превосходном. В целом возвышенное практуется как эстетическое свойство предметов, явлений природы, таящих в себе ог­ромные, еще не освоенные обществом потенциальные силы, которые по­рою и грозны для человека. Поэтому при их восприятии мы можем испы­тывать восторг, к которому примешивается и чувство страха. Соответству­ющие примеры есть и у Данте, и у Достоевского, и у Пушкина.

Итак, Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека: оно подавляет человека как физическое существо, заставляет осознать свою ограниченность, но одновременно возвышает его духовную сущность, пробуждает в человеке сознание нравственного превосходства над несоизмеримыми и подавляющими его событиями, задает идеал преодоления, развития способностей и возможностей человека.

В феномене возвышенного чувственное начало не отрицается, а подвергается нравственному преображению. Оно становится духовно-чувственным. В возвышенном выходят на первый план рефлексия и духовные чувства. Возвышенное дает стимул к достижению новой, еще более значимой меры красоты и служит ориентиром на пути к эстетическому идеалу.

НИЗМЕННОЕ - категория, противоположная возвышенному. Это крайняя степень безобразного: «чуждайтесь низкого - оно всегда уродли­во» (Буало).

Низменное — эстетическая категория, характеризующая предельно негативные явления действительности и свойства общественной и индивидуальной жизни, связанные с проявлением дисгармонии и сопровождающиеся при восприятии переживанием чувства отвращения или презрения.

Низменное непосредственно граничит с эстетическими категориями безобразного и комического. Эти смежные, пересекающиеся категории находят художественное отражение и оценку в целом ряде жанров искусства (комедия, памфлет, эпиграмма, фарс, пародия, карикатура и др.).

Природные явления воспринимаются как низменные в том случае, если отдельные их стороны или свойства ассоциируются с недостойным поведением человека или угрожают его существованию. Низменное в социальной жизни проявляется в тех случаях, когда в человеческих поступках наблюдается недостаток духовности и избыток биологического, животного начала, т.е. значительно нарушается гармония внутренней и внешней сущности в человеке прекрасном. Предательство, трусость, подлость, цинизм, дисгармония духовного и телесного — все это «подведомственно» категории низменного.

Категория низменного является общей для двух наук — этики и эстетики, поскольку она характеризует явления, представляющие моральное зло и угрожающие благу человечества. Поэтому в отличие от категории безобразного для низменного оказывается неважным наличие в объекте изъянов формы.

ТРАГИЧЕСКОЕ- в пер. с греч. означает «козлиная песнь» (tragos-козел,оо'а-песня). Существуют различные версии происхождения слова, -связывается с хоровыми песнями в честь бога Диониса, Пана(Ф. Ницше). Сегодня приобрело двойной смысл: - жизненное явление, связанное с боль­шим несчастьем, с гибельными последствиями; - драматическое произве­дение, изображающее эти события, чаше всего заканчивающиеся гибелью героя. Аристотель видит в нем вершину искусства. (Платон, кстати, -этого не признает, - человечество, считает он, не должно умножать свои страдания изображением их еще и на сцене и переживанием в зале).

В чем все-таки истоки этого чувства? Прежде всего, по-видимому, в том, что человек смертен и его не могут не волновать проблемы жизни, смерти и бессмертия. Еще один источник трагического - общественные противоречия: человек мечтает о свободе, равенстве и справедливости, но ни одно общественное устройство не может воплотить в жизнь эти его меч­тания. Существует противоречивость личностных устремлений и требова­ний общественной необходимости, социальной активности индивида и нео­быкновенной сложности бытия и недостаточности знаний о нем. По Геге­лю, суть трагической личности—в ее стремлении к Абсолюту (бессмертие, добро, справедливость) и его неосуществимости, - трагическое есть ре­зультат взаимодействия трагической личности (способной к соответствую­щему переживанию) и трагических обстоятельств (как создаваемых дея­тельностью конкретной личности, так и существующих как общая конкрет­но-историческая обстановка). Гегель называет это состоянием мира. В этом плане XX век, как эпоха величайших социальных потрясений и кризисов, дает множество примеров напряженных трагедийных ситуаций.

Итак, в трагедии отображаются не частные неполадки и несчастья чело­века, а бедствия и фундаментальное несовершенство бытия человечества, ска­зывающиеся на судьбе отдельной личности, которая может это остро пере­жить. Но суть трагедии - не в роковой развязке (она часто заранее известна зрителю: древние греки знали сюжеты мифов, лежащих в основе трагедии, иной раз и хор предварительно сообщает ее. - произведения Софокла, Еврипида), а в специфической демонстрации диалектики необходимости обстоя­тельств и свободы в поведении героя. Герой проходит испытание свободой и смертью. Он активно борется с роком, с предсказанием, но, тем не менее, действует в русле необходимости, он страстно стремится, но не в силах пре­дотвратить неизбежное и он сам своими активными действиями осуществля­ет свою трагическую судьбу (к примеру, трагедия Софокла «Царь Эдип»)-Воля богов неодолима, но и человек проявляет свои волевые качества, осме­ливается сопротивляться, все это вновь и вновь поражает зрителя.

В то же время Лессинг развивает концепцию обязательной оптимис­тичное™ трагедии в искусстве: ужасы и жизненные бедствия следует изоб­ражать ничуть не смягчая их, и одновременно показывать, что это есть преходящий момент мира, в котором всегда существует высшая гармония и справедливость. Осмысляя гибель индивидуальности, как крушение целого мира, трагедия вместе с тем утверждает проч­ит и,, бесконечность всего мироздания. Трагедия -это философское искусство на стыке с философией, ставящее и решающее высшие метафизические проблемы. Трагедия - скорбная песнь о невосполнимой утрате и одновременно радостный гимн бессмертию жиз­ни.

Итак, Трагическое — эстетическая категория, характеризующая напряженное переживание конфликта, связанное с духовным преодолением, преображением (катарсисом), страданиями или аффектами героя. В рамках философского анализа трагическое — форма драматического осознания и переживания человеком конфликта с силами, угрожающими его существованию и приводящими к гибели человека или важных духовных ценностей.

Трагическое предполагает не пассивное страдание человека под тяжестью враждебных ему сил, а его свободную, активную деятельность, восстание против рока, судьбы, обстоятельств и борьбу с ними. В трагическом человек раскрывается в переломный, напряженный момент своего существования.

Сфера трагического находится в той области действительности, где человек в своей деятельности сталкивается с явлениями, которые пока еще не познаны им и не подвластны его воле.

Трагическое тесно связано с возвышенным и героическим, поскольку предполагает героическую личность, стремящуюся к достижению возвышенных целей.

Аристотель в «Поэтике» ввел понятие «катарсис», при помощи которого объяснял механизм воздействия трагедии на душу зрителя, процесс переживания трагического. В современных исследованиях по вопросам эстетики данное понятие истолковывается более широко, как общий процесс переживания искусства. Кроме того, считается, что катарсис имеет не только функцию очищения, но и разрядки чувств. Поэтому очищение духа свойственно не только трагедии, но и другим жанрам и видам искусства, цель которых в разрядке психологического напряжения воспринимающего субъекта и создании внутреннего равновесия его психики.

УЖАСНОЕ - категория, близкая трагическому. Но если последнее имеет как бы перспективу разрешения в грядущем, (по крайней мере, в оптимистической версии, человек верит, например, в бессмертие души), то ужасное - безысходно, безнадежно. {Человек - сломан, - он раб обстоя тельств, не владеет ни собой, ни ими, -он потерян в мире). У Ф. Кафки, к примеру, «обыкновенный ужас» определяет поэтику его новелл: человека окружают слепые враждебные ему силы, - и никакой надежды. Ужасное ннушаетне страх, а ужас.

КОМИЧЕСКОЕ- наиболее сложная категория и проблема эстетики.

Исследователи ведут этимологию слова «комедия» от двух греческих слов: комос и одэ, - песня комоса, ватаги гуляк, процессии пирующих, толпы ряженых. Таким образом можно предположить, что у начала комедии нахо­дилось нечто веселое, брызжущее жизнью, ничем не стесненное, свобод­ное от всякого рода нравственных ограничений и запретов (фаллические празднества египтян, сельские дионисии древней Греции, - в современнос­ти карнавалы). Через всю историю эстетики проходят попытки дать определения ко­мического. Аристотель называет смешным - область безвредных наруше­ний этики. Наиболее подходящим для свободного человека видом смеха он называет иронию: говорим одно, а делаем вид, что говорим другое, или когда называем что-либо словами, противоположными по смыслу тому, о чем говорим. Насмешка, по его мнению, есть вид брани и ее надо бы запре­тить. Платон вообще считал комическое низким искусством, заниматься которым должны рабы, а не свободнорожденные («Филеб», «Республи­ка»). Цицерон подчеркивал, что в смешном всегда есть нечто безобразное и уродливое. Спиноза считал, напротив, что смех есть радость, а поэтому сам по себе есть благо. Согласно Лессингу сфера комического - нарушения закона слишком незначительные, чтобы попасть под власть закона. Кант отмечает, что в комическом всегда присутствует нечто, хоть на мгновение повергающее нас в ощущение заблуждения; что смех есть средство прими­рения противоречий; что он способствует упрочению воспоминаний о чем-либо. Шиллер описывает наше внутреннее состояние в комедии, как ясное, свободное, веселое, - состояние богов, которых не заботит ничто челове­ческое. По Гегелю - основа комизма - противоречие внутренней несосто­ятельности и внешней основательности. Неожиданность всегда присуща комизму: напряженное ожидание чего-то значительного разрешается в нич­то, разочаровывает своей несостоятельностью.

Комическое — эстетическая категория, отражающая степень несоответствия между реальностью и идеалом, сущим и должным и представляющая в эмоциональной форме противоречия общественной жизни и недостатки людей. Категория комического отражает жизненные явления, которые характеризуются внутренней противоречивостью, несоответствием между тем, чем они являются по существу, и тем, как они выглядят. Комическое является специфической формой раскрытия и оценки общественных противоречий, эмоционально насыщенной формой их критики.

Для противоречий, порождающих комическое, характерно то, что первая по времени восприятия сторона противоречия выглядит значительной и производит на нас большое впечатление, вторая же сторона, которую мы воспринимаем во времени позже, разочаровывает своей несостоятельностью.

Комическое встречается в разных видах искусства. В литературе, живописи, кино, театре комизм очевиден и реализуется в различных жанрах: комедия, пародия, эпиграмма, анекдот, фарс, карикатура, шарж и др. В музыке комизм менее очевиден и его бытие осложнено самой природой музыки. Считается, что единственный вид искусства, неспособный отразить комическое, — это архитектура, поскольку она прямо выражает идеалы общества и не может что-либо непосредственно критиковать, отрицать.

В целях классификации комического выделяют основные типы — юмор и сатиру.

Юмор — тип комического, который характеризуется мягким, добрым отношением к жизненным противоречиям и направлен на совершенствование объекта или явления, очищение от недостатков. Явление рассматривается критически с точки зрения его общечеловеческой значимости. Объект юмора, заслуживая критики, все же в целом сохраняет свою привлекательность. Юмору соответствует дружелюбный, беззлобный смех.

Сатира — подчеркнутая, уничтожающая критика пороков, нелепостей и противоречий социальной действительности. Она всегда актуальна, злободневна, так как ее объектом являются недостатки современности. Сатира используется, когда отрицательны не отдельные черты, а явление в своей сущности, когда оно социально опасно. Сатирический смех — злой, бичующий, уничтожающий, изобличающий.

Между юмором и сатирой находится целая гамма разнообразных оттенков комического, что отражает эстетическое богатство действительности и духовного склада личности. Это —насмешка, карнаваль­ный хохот, едкий сарказм, тонкая ирония, изящная рационалистически стро­гая сатира, мудрая и злая улыбка, искристый юмор, карикатура, гневный гротеск, колючая ирония, веселый юмор, смех сквозь слезы, грустный ли­ричный юмор, озорная сатира, жизнерадостный народный юмор шутка, каламбур, сарказм, гротеск, бурлеск, гэгг и. Много­образие оттенков смеха отражает эстетическое богатство действительности и духовного склада той или иной личности. Но для рождения смеха недоста­точно присутствие смешного в действительности, в естественной природе или в порождении человека-творца, необходима еще способность чело­века к его восприятию, как говорят «чувство юмора». Юмор присущ эсте­тически развитому уму, способному быстро, эмоционально - критически оценивать явления. Чувство юмора предполагает способность к богатым и неожиданным сопоставлениям, ассоциациям. Предполагается, что человек-единственное существо, которое может и смеяться и вызывать смех. Актив­ная творческая форма юмора - остроумие: способность творить, созидать юмор. При этом юмор всегда опирается на эстетические идеалы, - в про­тивном случае он превращается в пошлость, скабрезность, сальность. Смех заразителен и тяготеет к коллективности, - на людях он более интенсивен (эффект заражения). Критика в комизме не выражается прямо. Недоверие к уму аудитории порождает смех плоский, а порой и пошлый.

Но смех может вызвать и щекотка, и горячительные напитки, и веселя­щий газ. Значит не все смешное - комично, но все комичное - смешно. В литературе, живописи, театре, кино - комизм очевиден. В музыке это не > Юль очевидно, хотя есть и опера-буфф (комическая опера Италии 30-х г.г. IX века) и комический эффект, как результат трансформации и смешения жанров. Считается, что единственный вид искусства, неспособный отразить комическое, - архитектура. Смех - по своей природе демократичен, враждебен преклонению перед чинами и дутым авторитетам. Но смех не только казнит несовершенство мира, но и, омыв свежей эмоциональ­ной волной радости, преображает и обновляет его. Комическое - всегда наступает в национально-своеобразной форме, которая исторически изменчива.

Ю. Борев предлагает использовать в качестве основного - понятие «эстетического», как более общее по отношению к традиционному поня­тию «прекрасного», и в этом есть определенный смысл.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ -рассматривается как метакатегория, т. е. как самая широкая и фундаментальная категория эстетики. Она отражает то специфи­чески общее, что присуще и прекрасному и безобразному, и низменному и возвышенному и т. д. Эстетическое рассматривается как некое объектив-i юе свойство явлений, обусловленное соотнесенностью с жизнью человека и человечества. Но в чем его специфика? Все в основном согласны в том, ЧТО оно доставляет человеку одно из высших его духовных переживаний -эстетическое наслаждение. Менее единодушны в трактовке его генезиса: одни говорят о его возникновении благодаря единению свойств действи­тельности и человеческого духа, либо более того о том, что это проекция духовного богатства самой личности на эстетически нейтральную действи­тельность.

Все разобранные категории вошли в систему современной эстетичес­кой науки. Но в систему эстетики входят не только категории, но и понятия, отражающие отдельные стороны категорий. Грациозное - одно из проявле­ний прекрасного. Развитие сентиментализма выдвинуло для разработки понятие трогательного. Стремление к удовлетворению изысканных и утон­ченно-эстетических потребностей породило в искусстве Возрождения по­иск не столько красоты, сколько прелести («прелестное» - чувственно -привлекательное, чувственно- красивое, - выделяется как оттенок прекрас­ного). Аристотель ввел в научный обиход понятие «чудесного». Дидро счи-тал, что оно вообще должно стать основным предметом эстетики. Суще­ствуют и эстетические гибриды, - наиболее известно понятие трагикоми­ческого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: