Предмет и задачи эстетики

Вопросы по эстетике к зачету (ОЗО)

1. Эстетика как наука, ее предмет и задачи.

2. Эстетика античности.

3. Эстетика средневековья и эпохи Возрождения

4. Эстетика Классицизма.

5. Эстетика просвещения.

6. Немецкая классическая эстетика.

7. Эстетические теории ХХ века.

8. Прекрасное в жизни и в искусстве. Прекрасное и безобразное.

9. Возвышенное в действительности и в искусстве. возвышенное и низменное

10. Трагическое в обществе и искусстве. Трагедия как жанр искусства

11. Комическое, его специфика и функции. Виды комического.

12. Кич и его проявление в современной культуре.

13. Эстетика как общая теория искусства. Функции искусства.

Предмет и задачи эстетики

Начнем с этимологии слова- эстетика от греч. «эстетикос» (чувству­ющий, чувственный). И соответствующую науку можно было бы опреде­лить как науку о чувствах, о чувствовании. Но это был бы всего лишь один из разделов другой науки - психологии (такие разделы в психологии сегод­ня, кстати и существуют, как варианты психологии эмоций, психологии вос­приятия). Но, как известно, в понятие «эстетика» мы сегодня вкладываем иной смысл: учение о прекрасном. Поэтому Гегель отмечает: «Название неудачно, (имея в виду последний смысл), но... прижилось». Кстати, пред­лагалось и иное название: «каллистика - наука о красоте» (греч. каллос -красота), но оно не утвердилось.

Основателем «эстетики» как особой философской дисциплины (как теории прекрасного) признается Александр Баумгартен, немецкий философ 18 века. При этом он увязывает изначальную трактовку греч. сло­ва «эстетикос - чувственный» с восприятием органов чувств особого рода, с восприятием некоего совершенства воспринимаемого объекта, что вы­зывает у воспринимающего чувство наслаждения - наслаждение прекрас­ным. Итак, подчеркнем два момента в этом определении: признание некое­го совершенства воспринимаемого объекта и наличие чувства наслажде­ния у воспринимающего субъекта.

Сегодня в различных словарях и справочниках термин «эстетика» чаще всего связывается с отображением двух сфер явлений:

- сферы эстетичес­кого с позииий восприятия произведения искусства {или явления природы, его совершенства) зрителем (слушателем), его соответствующего впечат­ления (impression), порождающего чувство наслаждения и соответствую­щее проявление ценностного отношения человека к миру;

- сферы эстетического с позиций выражения (expression) художника, с позиции психологии творчества, художественной деятельности человека, создающего про­изведения искусства (хотя, безусловно эта деятельность отображает вос­приятие самим художником окружающего мира и таким образом обе сто­роны эстетики оказываются органично связанными).

Вообще в истории человечества взгляд на эстетику, ее сущность, зада­чи, предназначение - неоднократно менялись. К примеру, она служила и созданию для человека целостной картины мира и изучению философских проблем природы красоты и искусства, сливалась с этикой и служила сред­ством воспитания (примеры древней Греции). О последнем предназначе­нии, кстати, много писал Платон. В средние века, в частности, она служила (да и сегодня служит) теологии, помогала нацеливать человека на служение Богу (это доказывает красота ритуалов богослужения во многих религиях, -например у христиан). В период Возрождения помогала исследовать соот­ношение красоты в природе и в художественной деятельности человека. В дальнейшем - устанавливала каноны творчества и была теорией прекрас­ного. В настоящее время эстетику можно определить как философское учение:

· о природе красоты и ее многообразных проявлениях в действи­тельности: мире естественных явлений и явлений второй природы, в том числе и в искусстве;

· учение о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека и прежде всего в искусстве;

· учение о сущности, законах бытия, функционирования, раз­вития, предназначении самого искусства, основах эстетического творче­ства и восприятии его произведений.

Обратим особое внимание на два момента, по которым идет спор между философами и искусствоведами: — либо следует рассматривать связь эстетики с действительностью вообще, окружающим его миром вообще, — либо говорить о причастности эстетики только лишь сфере явлений искус­ства, как продукта творчества человека. Соответственно в истории эстетики по поводу соотношения эстетики и искусства сложились две противопо­ложные точки зрения. Одни трактуют эстетику в самом широком смысле как науку, предписывающую художнику общие правила, выведенные из философии, политики и самой жизни (Н.Буало,18 в). Другие считают, что эстетика должна регистрировать и осмысливать только лишь факты самого искусства.

В целом следует подчеркнуть, что эсте­тка граничит с различными разделами философии и науки: с онтологией и С гносеологией, с этикой и культурологией, с психологией и герменевтикой, искусствоведением и т.д

Именно благодаря теоретическим разработкам мыслителей предыдущих эпох была создана единая основа для связывания в системное целое всех областей эстетики, которая сохраняет свой, только ей присущий подход, связанный с выявлением значимости для человека, для общества эстетических аспектов реальности и ее освоения.

Предметом эстетики является весь мир, который рассматривается с точки зрения значимости, ценности этого явления для человечества.

В ходе вычленения предмета эстетики, формирования ее проблемного поля неоднократно предлагалось выделить в эстетике несколько самостоятельных научных дисциплин:

■ теорию эстетических ценностей;

■ теорию эстетического восприятия;

■ общую теорию искусства.

Однако опыт показал, что эстетические ценности реального мира и художественное его освоение связаны столь тесно, что разорвать их изучение практически невозможно. В связи с этим теоретики эстетики нередко впадали в другую крайность, отождествляя художественную деятельность и эстетическую активность человека, хотя на самом деле взаимоотношение между ними в реальной действительности оказывается достаточно сложным.

Следовательно, оба эти раздела эстетики, будучи органически взаимосвязанными, обладают относительной самостоятельностью.

В первом из них — в сфере эстетического как специфического проявления ценностного отношения человека к миру — рассматриваются следующие проблемы:

■ природа и своеобразие эстетического в системе ценностных отношений;

■ закономерности дифференциации эстетических ценностей, выступающих во множестве конкретных модификаций (прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и т. п.);

■ диалектическая связь эстетической ценности и эстетической оценки, эстетического восприятия и эстетически ориентированной практики;

■ значение эстетической активности человека в социальной и индивидуальной жизни, в разных сферах культуры;

■ взаимосвязь эстетического и художественного в разных сферах их проявления — в практической деятельности и в созерцании, в воспитании и образовании людей.

Второй раздел эстетики — сфера художественной деятельности людей — включает следующие вопросы:

■ возникновение художественной деятельности в филогенезе и онтогенезе;

■ структурное и функциональное своеобразие эстетики в ряду других форм человеческой деятельности, ее места в культуре;

■ связи процесса художественного творчества, структуры воплощающих его произведений искусства и характера их восприятия человеком;

■ законы, порождающие разнообразие конкретных форм художественной деятельности (видов, родов, жанров искусства) и ее исторических модификаций (направлений, стилей, методов);

■ особенности современного этапа художественного развития общества и исторических перспектив развития искусства.

В то же время эстетика никогда не ограничивалась одним только изучением закономерностей эстетического и художественного освоения человеком мира, но так или иначе направляла это освоение, вырабатывая определенные критерии эстетической оценки и программы художественной деятельности. В разные исторические периоды этот момент нормативности имел то больший, то меньший удельный вес в эстетике (например, можно сравнить нормативную этику классицизма и антинормативную этику романтизма), но всегда научно-познавательные функции эстетики тесно переплетаются с ее ценностно-ориентирующими функциями.

Эстетика — наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их происхождении, восприятии, оценке и усвоении. Это философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека и, прежде всего, — в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают наивысшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты. Природа эстетического и его разнообразие в действительности и в искусстве, принципы эстетического отношения человека к миру, сущность и закономерность искусства — таковы основные вопросы этой науки.

Эстетика предлагает общие определения прекрасного и исследует формы его выявления в природе и в искусстве, выдвигает некоторые критерии прекрасного. Эстетика входит в труд, художественное творчество, быт, во все сферы деятельности, она формирует в человеке творческие задатки и способность воспринимать красоту и наслаждаться ею, ценить и понимать искусство. В истории эстетической мысли сложились две крайних позиции по поводу взаимоотношения эстетики и искусства:

1) абсолютизация нормативности, когда эстетику трактовали как науку, которая настойчиво рекомендует художнику каноны, правила, выведенные из философии и политики;

2) эмпиризм, когда считается, что эстетика должна следовать за фактами искусства и лишь констатировать их.

С учетом этих крайних, противоречивых точек зрения, особенности эстетики на современном этапе видятся в том, что, раскрывая закономерности и исторически изменчивые особенности искусства, эстетика приобретает определенную нормативность.

Действительно, эстетика нормативна, поскольку она обобщает законы самого искусства; ее выводы имеют силу объективных законов, нарушение которых ведет к отчуждению от природы и задач искусства. Однако законы искусства тоже не абсолютны, а относительны, они носят исторический характер. Великий художник, хотя и не может изменить законы, раздвигает установившиеся рамки творчества, вносит в них коррективы, продиктованные новой действительностью, новым опытом. При этом новаторство всегда опирается на традиции. Следовательно, эстетика обобщает опыт искусства, теоретически обосновывает и поддерживает все действительно новое в нем.

Таким образом, эстетика как наука — это система законов, категорий, общих понятий, отражающих в рамках определенной общественной практики существенные эстетические свойства реальности и процесса ее освоения по законам красоты, особенности социального бытия и функционирования искусства, восприятия и понимания продуктов художественной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: