Эстетика как общая теория искусства. Функции и виды искусства

Искусство выступает как феномен культуры целостной социально функционирующей системой, решающей собственные ценностные, нравственные, духовно-символические задачи. Этот феномен как раз и называют художественной культурой. Художественная культура включает в себя: собственно искусство/как систему произведений и сферу производства художественных ценностей; систему соответствующих учреждений, обеспечивающих условия производства, хранения, распространения, распределения и потребления художественных произведений; систему подготовки кадров и управления. Искусство, как одна из (согласно марксизму) форм общественного сознания, взаимодействует с другими формами общественного сознания: с моралью - связь многоаспектна, непрямолинейна, дискуссионна; с политикой (к примеру, соцреализм, заидеологизи-рованный, ангажированный); с философией (философская притча, повесть); с религией (иконопись, религиозные гимны); с наукой и техникой (фантастика, кино, телевидение); с правовой сферой (детектив); с экономикой (масскультура).

По предназначению искусство, в основном, служит: 1.для возбуждения удовольствия, 2.для познания действительности (исходя из теории отражения), З.в целях воспитания. Вольф, Баумгартен, Гегель трактуют искусство прежде всего как деятельность познания, хотя и низшую (высшая ступень - постижение истины наукой). Искусство, таким образом, с этой точки зрения, - средство просвещения и образования. С этой познавательно -эвристической функцией связаны: философско-мировоззренческий аспект

«осматриваются и решаются загадки бытия, создаются модели мироуст-ойства, осуществляется поиск смысла жизни) и предвосхищение будущего Согласно Буало, главное предназначение искусства - воспитание, его главный предмет - красота общественной жизни, добро и государственная целесообразность. Посредством воспитательной функции оно формирует строй чувств и мыслей человека. Оно вдохновляет, очищает и облагораживает, - формирует художественные вкусы, ценностно ориентирует челове-ка утверждая эстетическую значимость мира. Искусство пробуждает в человеке и художника - творца. Возможен также эффект внушающий (суггестивный), - например, музыка и танцы, песни используются как средство сохранения и усиления мужества. Функция возбуждения удовольствия имеет ряд взаимосвязанных аспектов компенсаторного свойства: - отвлекающий (гедонистически - игровой и развлекательный); - утешающий; - способствующий восстановлению гармонии в сфере духа, утраченной в сфере реальности. Искусство дарит людям специфическое наслаждение: эстетическое. Для художника же это-одно из проявлений свободы: игра свободных сил, что способно доставлять необычайную радость.

Объект искусства, как и у других форм общественного сознания, -мир целиком и в деталях. Предмет- эстетический аспект реальности. В искусстве переплетаются начала: личное, национальное, межнациональное, общечеловеческое (и по содержанию, и по форме, и по складу мышления). Народность-эстетическая категория, выражающая корни искусства, природу взаимоотношений личности творца и народной почвы. Народ - объект художественного творчества, но он же и субъект. Народ - создатель, носитель, хранитель языка и культуры в поле которой только и может протекать процесс художественного творчества. Но он же и потребитель, конечный адресат искусства, носитель поля общественного мнения, складывающегося вокруг произведения искусства и обуславливающего его восприятие. Что касается особенностей художественного развития, то в качестве внешней движущей силы искусства признается (и не без оснований) социальная Действительность, общекультурные традиции и формы общественного сознания (философия, наука, религия, право, политика, мораль). Но существует конечно и некая внутренняя направленность личности (ее внутренние установки, обусловленные, возможно, неким сверхприродным началом). И может быть, роль последней превосходит в некоторых случаях влияние первой. Традиции и новаторство - между этими полюсами расположено искусство каждой эпохи. Традиция - это память, но культура избирательна- она выбирает из прошлого лишь то, что актуально сегодня. Традиции бывают древние, новые и новейшие. Два типа взаимоотношения традиции и новаторства проявляют себя и в современном искусстве - модерн и ретро. Искусство какого-либо предшествующего века может быть осмыслено либо в своем реальном для времени творения виде, либо так, как оно видится в современном искусстве, причем с позиций различных направлений, т. е. с позиций идеала прошлого или настоящего. В художественном процессе существует множество взаимовлияний: внутривидовые и межвидовые, на разных уровнях, сильные и слабые. Крупный художник всегда поглощает, интегрирует творчество и предшественников и современников (во многих случаях бессознательно). Могут быть взаимодействия (в том числе на основе соперничества) в сфере концепций и формы: это могут быть заимствования, подражание, пародирование, эпигонство, цитация, реминисценции (заимствование с некоторым изменением), парафразы, намеки, вариации (в том числе межнациональные и внутринациональные).

Существует, хотя и мало разработана, категория направления в искусстве (отождествляется иной раз с течением, школой, методом, стилем). Оно проявляет себя через совокупность произведений, в которых отображены определенные принципы творчества, через программные манифесты, декларации, отображающие эти принципы. В целом в этом может быть отображена система концептуальных идей и стилистических особенностей, устойчивых для исторического периода и некоторой группы художников. Важный вопрос существует ли прогресс в искусстве? На основе юнгианской методологии родилась неомифологическая школа, нацеленная на поиск и утверждение неких вечных основ культуры и искусства: Рохайм Г., Фрай Н., Кэмпбелл И., Клукхорн К. (опираются на учение К.Юнга об архетипах и коллективном бессознательном). «Вечность смотрит через окна времени» (А. Кетлер). Настоящее искусство действительно, возможно, носит непреходящий характер. Но не все в искусстве - вечно. Периодизация художественного процесса должна учитывать: поколение (современники, ровесники), век, период, эпоху, стадию. Искусство существует в конкретных своих видах: литература, театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, прикладное и декоративное искусство, цирк, художественная фотография, телевидение, кино. Источник этого многообразия находили и в многообразии способностей выражения субъекта творчества и способностей восприятия рецепиента, и в различии вкусов и средств, которыми пользуются художники, и в эстетическом многообразии действительности и т.д. Прежде чем анализировать эту проблему, рассмотрим вопрос о происхождении искусства.

Виды искусства - реальные формы художественно-творческой деятельности, различающиеся прежде всего способом материального воплощения художественного содержания (словесным для литературы, звуковым для музыки, объемно-пластическим для скульптуры и т.д.). За этими внешними различиями скрываются более глубокие, внутренние содержательные различия, что и обусловливает в конечном счете необходимость своеобразных в каждом виде искусств средств материализации его особенного содержания. О специфическом характере художественной информации, заключенной в каждом из видов искусств, свидетельствует тот факт, что содержание произведения одного вида искусств не может быть адекватно передано на языке др. вида искусств. Будучи наукой о наиболее общих законах художественного освоения человеком мира, эстетика в плане изучения видов искусств призвана исследовать законы, действующие во всех видах искусств, одновременно показывая, как преломляются они в каждом из них.

Когда речь идет о разных видах искусств, то неизбежно встает вопрос и о различном языке этих искусств, о свойственных каждому из них формах образности. Композитор создает свое произведение с помощью звуков особо организованного музыкального ряда, живописец творит цветом и линией, архитектор - объемом и плоскостями, поэт и писатель - словом. Образный язык - это общий, определяющий признак искусства. Но образ в живописи и образ, скажем, музыкальный при ряде общих черт имеют и важные отличия. Они в конечном счете и определяют специфику каждого виде искусства, его границы и возможности.

Существует различная классификация видов искусства. Такие виды искусства, как живопись, графика, скульптура, наглядно изображают те или иные формы действительности. Эти виды искусства, связаны со зрительным восприятием и создающие изображения видимого мира на плоскости и в пространстве, называются изобразительными.

Если же мы обратимся к музыке, то здесь восприятие будет иное. Многократно делались такие опыты: проигрывали незнакомое аудитории музыкальное произведение и спрашивали, о чем в нем идет речь. Во всех, без исключения, случаях полного совпадения ответов не было. Если один слушатель говорил, что произведение рассказывает о зимнем утре, то другой считал, что речь в нем идет о первой любви, хотя часто у большинства совпадали оценки эмоциональной настроенности музыки: грустная, веселая, торжественная. Музыка принадлежит к неизобразительным видам искусства.

Можно подразделять виды искусства и в зависимости от того, как они воспринимаются: зрением или слухом. Искусствами, рассчитанными на зрительное восприятие, будут живопись или скульптура. Искусством, обращенным к слуху, является музыка.

С танцем или театральным искусством дело обстоит сложнее. Хореография, в частности балет, прежде всего зрелище. Однако она не может полноценно восприниматься вне музыки. А в драматическом театре равно необходимо видеть актеров и декорации и слышать звучащее на сцене слово. Поэтому такие искусства, как хореография или театр, называют еще синтетическими. К ним же относятся кино и телевидение.

Можно делить искусства на предметные, когда произведения отделены от своих создателей, как здания в архитектуре, картины в живописи, статуи в скульптуре, и на такие, в которых произведение искусства - сама деятельность их творцов: танец, театральное представление, музыкальное исполнительство, художественное чтение. Их можно назвать "деятельностными", иногда их называют исполнительскими.

Статическими и пространственными называют искусства, произведения которых созданы так, что по природе своей они не меняются и расположены в определенном пространстве - картины, скульптуры, здания. Те же искусства, произведения которых каждый раз как бы возникают заново и развертываются во времени, как театральный спектакль или музыка, танец, называются динамическими или временными. При этом театральное представление или танец точнее назвать пространственно-временными искусствами, поскольку они существуют и в пространстве, и во времени.

Синтез искусств (греч. synthesis - соединение, сочетание) - органическое единство художественных средств и образных элементов различных искусств, в котором воплощается универсальная способность человека эстетически осваивать мир. Синтез искусств реализуется в едином художественном образе или системе образов, объединенных единством замысла, стиля, исполнения, но созданных по законам различных видов искусства. Исторически развитие синтеза искусств связано со стремлением воплотить в искусстве идеал целостной личности, выражающей идею социального прогресса, величие и силу творческого гения. В истории мирового искусства сложились три основные формы синтеза искусств, пришедшие на смену синкретизму народного искусства и четко разграниченной системе видов искусства, возникшей в древности.

Синтез пластических искусств. Его основу составляет архитектурное сооружение (здание, архитектурный комплекс и т.п.), дополняемое произведение скульптуры, живописи, декоративного искусства, которые отвечают определенному художественно-архитектурному решению. Архитектура организует наружное пространство. Сочетаемые с архитектурой, скульптура, живопись, декоративное искусство организуют внутреннее пространство (интерьер) и помогают установить образное единство между ним и внешней средой; между природой, в которую "вписано" сооружение, и помещением (жилище, парк, храм), в которое "вписан" человек. Синтезируемые искусства в данном случае сохраняют свое относительно самостоятельное образное значение. Синтез достигается здесь благодаря единому замыслу и стилю. При этом не возникает явления, которое принято называть синтетическим искусством. Примером указанного синтеза могут служить средневековые соборы (Реймский, Покрова на Нерли), архитектурные комплексы XVII - XVIII вв. (Версаль, Архангельское). В современную эпоху он получает развитие в идеях так называемого "большого синтеза" - создание с помощью архитектуры, цвета, монументальной живописи, декоративно-прикладного искусства предметной среды, наилучшим образом отвечающей гармоническому развитию человека, его физическим и духовным потребностям.

Эта идея реализуется в опыте советской архитектуры и дизайна, а также в экспериментах прогрессивных художников Запада (Ле Корбюзье, Ф. Леже, О. Нимейера, мексиканских монументалистов).

Театральный синтез искусств. Он осуществляется в процессе актерского исполнения драматического произведения, написанного писателем и поставленного режиссером, с использованием музыки, декораций, пантомимы, хореографии и т.д.

В театре, по точной характеристике Брехта, "не все должен делать сам актер", но "ничего не должно делаться вне связи с актером". Здесь синтез искусств достигается не путем механического "слияния" разных искусств, а благодаря синтетическому характеру самого театрального искусства.

Раскрытие образного содержания драматического произведения, замысла режиссера, композитора, художника осуществляется путем выявления в процессе игры актера художественно-образных возможностей, заложенных в пьесе, музыке, написанной для спектакля, в декорационном оформлении и костюмах, созданных художником. Роль состоит в том, чтобы помочь актеру в решении этой задачи и обеспечить единство спектакля. Многие теоретики искусства видели в театральном синтезе искусств мощное средство формирования целостной личности, способное вывести зрителя за пределы изображаемого на сцене, пробудить в нем общественно-значимые чувства и мысли (Аристотель, Буало, Дидро, Лессинг, Станиславский), связывали развитие театра как синтетического искусства с идеей революционного преобразования общества (Брехт, Мейерхольд).

Специфика кинематографического синтеза искусств связана с развитием особенностей киноискусства и кинообраза. В кино впервые получает всестороннее развитие синтетический художественный образ. Он возникает на основе монтажных принципов и получает воплощение в полифоническом построении кинопроизведений.

Принципы монтажа и полифонии именно в киноискусстве достигли наиболее полного развития. В кинообразе пластическое изображение, звук, цвет, пространственная и временная характеристика действительности слиты в диалектическом единстве, а не "в виде некоего "концерта" сопутствующих смежных "сведенных", но в себе самостоятельных искусств" (Эйзенштейн).

В эстетических концепциях, сложившихся в конце XIX - начале XX в. и ориентированных либо на модернистское формотворчество, либо просто на поиски новых средств выразительности, представления о синтезе искусств нередко связываются со стремлением к так называемому абсолютному искусству. Синтез искусств отождествляется при этом или с созданием мифологизированного, символического искусства, якобы открывающего "первообразы"вещей, коренящиеся в "абсолютном" или с созданием особого типа "музыкальной драмы" объединяющей все искусства или с некой "синтетической" живописью, превосходящей все искусства, или с "дереализированным и дегуманизированным" искусством элиты, призванным воплотить абсолютные эстетические ценности (Ницше, Ортега-и-Гасет).

Примеры:

Синтез пластических искусств - Летний сад г. Санкт-Петербург, архитекторы Ж.Б. Леблон, М.Г. Земцов, И.М. Матвеев; Павловское г. Санкт-Петербург.

Театральный синтез - рок-опера "Юнона" и "Авось", композитор Рыбников А.Л., слова Вознесенского А.А., артисты Н. Караченцов,; мюзикл "Нотр-Дам де Пари", автор Гюго В.М., музыка Кошана Р.; "Пугачев" драма Есенина С., режиссер Любимов Ю., музыка Высоцкого В., актеры Демидова А., Высоцкий В., Смехов В.

Кинематографический синтез - "Жестокий романс" по произведению Островского А.Н., режиссер Рязанов Э., стихи Цветаевой М., Ахмадулиной Б., актеры Михалков Н., Гузеева; "Мой ласковый и нежный зверь" по произведению Чехова А.П. "Драма на охоте", музыка Доги Е., актеры Янковский О., Беляева Г., Марков Л.; "Идиот" по произведению Достоевского Ф.М., режиссер Бортко, актеры Машков В., Миронов Е., Басилашвили О.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: