Тема 5. Большие социальные группы

Психологические характеристики больших социальных групп. Структура психологии больших социальных групп. Массовидные психические явления: слухи, мода, традиции, нравы, обычаи, ритуалы, общественное сознание. Менталитет как интегральная характеристика большой социальной группы. Комплексный подход к исследованию больших социальных групп. Методы этнографии в исследовании больших социальных групп: анализ продуктов культуры. Межкультурные (сравнительные) исследования; корреляционные исследования. Социологические методы: приемы статистического анализа. Приемы языкознания: анализ знаковых систем. Анализ социальных представлений как метод исследования больших социальных групп (С.Московичи).

Признаки объединения индивидов в большие социальные группы: профессия, возраст, религиозность, этническая принадлежность и др. Устойчивые большие социальные группы: классы, нации, народности. Психологические особенности социальных классов (потребности, интересы, социальные чувства, психический склад). Формы социального характера (Э.Фромм). Психологические характеристики этнических групп (национальный характер, национальное самосознание, национальные чувства и др.). Психология народов (В.Вундт, Г.Лебон). Возникновение этнических стереотипов. Явление этноцентризма.

Стихийные большие социальные группы: толпа, масса, публика, аудитория. Общественное мнение как условие формирования стихийных групп. Специфика общения в стихийных группах. Отличия толпы от организованной группы; взаимодействия в организованных общностях (В.М.Бехтерев). Подходы к определению толпы (С.Московичи). Влияние стихийной группы на поведение индивида: подражание, заражение, внушение (С.Сигеле, З.Фрейд, Г.Лебон, Г.Тард). Паника в стихийных группах. Социально-психологические характеристики личностного обаяния вождя (Г.Лебон). Теория социального научения (Н.Миллер, Д.Доллард, А.Бандура). Социальные движения как форма проявления массового поведения (С.Московичи).

Массовая коммуникация в больших социальных группах. Развитие современной коммуникационной технологии. Интеграция национальных массово-коммуникативных сетей в транснациональные. Массовая коммуникация как социально-ориентированный вид межгруппового общения (А.А.Леонтьев). Свойства массовой коммуникации (диатопность, мультиплицирование, симультанность). Отличия массовой коммуникации от межличностного общения. Особенности общения в условиях массовой коммуникации. Три стороны общения в массовой коммуникации. Социально-психологические функции массовой коммуникации. Стратегии функционирования массовой коммуникации.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить тезаурус понятий по данной теме.

2. Раскрыть сущность законов подражания Г.Тарда; привести примеры их действия.

3. Написать реферат по одной из указанных в перечне монографий, посвященных анализу психологических особенностей больших социальных групп (Г.Тарда, Г.Лебона, С.Московичи, С.Сигеле и др.). Название монографии указано в списке литературы в соответствии с порядковым номером.

Литература: 4, 8, 10, 17, 38-40, 49-51, 59, 67, 70-72, 80, 87, 91, 96, 104,110,113,115,116, 126, 144, 149.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: проблемная лекция, лекция вдвоем, семинар - дискуссия.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow