Тема 7. Социальное поведение личности

Специфика исследования личности в социальной психологии. Развитие личности в процессе социализации. Определение понятия социализации. Личность как продукт социальных факторов. Социальная детерминация личностного развития. Становление социально-психологических качеств личности. Теория личностных конструктов (Дж.Келли).

Социальная обусловленность формирования и развития личностных черт: альтруизма, конформности, агрессивности и др. Ситуативные детерминанты конформности. Реакции на социальное влияние. Невмешивающийся свидетель как конформист.

Определение агрессии и агрессивности. Агрессия как результат социального научения. Враждебная и инструментальная агрессия (Д.Майерс). Концепция инстинктивной агрессии (З.Фрейд; К.Лоренц). Предпосылки деструктивного социального поведения личности (Э.Фромм). Причины агрессивного поведения (Д.Майерс). Теория фрустрации-агрессии (Н.Миллер, Дж.Доллард). Эксперимент Ю.Бернстайна и Ф.Уорчела; эксперименты Л.Берковица.

Социально-психологические факторы ослабления агрессии. Поощрение альтернативных форм поведения. Способы стимулирования эмпатии. Эмпатия как источник альтруизма. Теории альтруизма: социального обмена; социальных норм; эволюционной психологии (Д.Майерс). Развитие альтруистических мотивов личности. Развитие индивидуальных различий в процессе социализации. Социальные мотивы поведения личности. Социальное влияние на эмоции (У.Джеймс).

Интерпретация эмоций ситуативными причинами; причины неадекватной атрибуции; эксперимент С.Шехтера и Дж.Сингера. Реакции личности на социальное влияние: подчинение, идентификация, интернализация (Э.Аронсон). Послушание как форма подчинения; эксперименты С.Милграма. Личность как открытая система. Социальные факторы становления индивидуальных различий. Влияние социального окружения на изменение поведения личности: подражание, заражение. Социальная фасилитация (Ф.Оллпорт; Р.Зайенс). Эксперимент Р.Зайенса и С.Сейлза. Социальная леность (Д.Майерс).

Принцип ситуационизма в социальной психологии (К.Левин). Принцип субъективной интерпретации ситуации: когнитивные структуры, схемы, стратегии осмысления наблюдаемых событий (Ж.Пиаже, Ф.К.Бартлетт, С.Эш). Социальные детерминанты развития Я-концепции личности. Влияние личности на групповые процессы, деятельность группы, межличностные отношения. Формы социальной активности личности.

Задания для самостоятельной работы:

1. Обосновать позитивные и негативные последствия конформизма, агрессии, альтруизма.

2. Привести примеры социальной лености и социальной фасилитации.

3. Обосновать возможные модификации экспериментов по теме.

Литература: 3, 4, 7, 8-10, 12, 13, 16, 18-21, 25, 32, 61, 66, 80, 118, 122, 142, 29-31, 33-40, 44-48, 54, 57, 59, 60, 64, 67, 68, 74, 76-79, 81, 87-92, 94, 95, 97-101, 104, 108, 109, 112, 113, 115, 119, 121, 123, 125, 127-129, 133, 138, 140, 143, 147-151.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция с запланированными ошибками, дискуссия, метод конкретных ситуаций и инцидента, поведенческий тренинг, деловая игра, ролевая игра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: