Тема 9. Социальная обусловленность самоактуализации личности. Самоактуализация личности в процессе социальных взаимодействий

Самоактуализация личности в процессе социальных взаимодействий. Имплицитная теория личности. Теория личностных конструктов (Дж.Келли). Влияние личности на ситуацию. Выбор и изменение ситуации личностью. Эксперимент Дж.Келли и А.Стахельского; «дилемма узника». Сотрудничество и актуализация в общении.

Социальные цели и ценности самоактуализирующейся личности. Согласованность поведения субъектов взаимодействия. Восприятие личностью собственной эффективности (А.Бандура). Внутренний и внешний локусы контроля (Дж.Роттер). Влияние Я-концепции на прогнозирование отношения окружающих. Управление личностью собственным поведением. Влияние Я-концепции личности на субъективную интерпретацию социальной среды. Взаимосвязь рационализации поведения, уменьшения диссонанса и самооправдания личности. Диссонанс вследствие принятия решения; относительная необратимость решений (Э.Аронсон, Р.Чалдини). Вознаграждение и наказание как факторы изменения потребности во внешних и внутренних оправданиях поведения личности (Э.Аронсон).

Самооправдание как ситуативная реакция личности. Обусловленность аттитюдов самооценкой личности. Мотивационные эффекты диссонанса. Практические приложения теории диссонанса (Э.Аронсон). Влияние представлений о себе на социальное поведение личности. Мотивация самоуважения личности. Взаимосвязь самоуважения и самопринятия как составляющих самоактуализации. Теория самовосприятия (Д.Бем). Взаимосвязь коллективной эффективности и самоэффективности личности. Феномен приобретенной беспомощности.

Развитие социального «Я»; предрасположение в пользу своего «Я». Развитие Я-образов в социальных взаимодействиях (Д.Мид). Реалистичность оптимизма самоактуализирующейся личности. Социальная адаптация как условие самоактуализации. Манипуляция социальным окружением как альтернатива самоактуализации.

Причины манипулятивного поведения; манипулятивные стили (Э.Шостром). Самопрезентация как самовыражение личности в ролевом поведении. Самореализация в социальном поведении. Социальная обусловленность проблемного поведения личности. Предрасположенность к болезням как результат социального познания. Влияние пессимизма на состояние здоровья. Социально-психологические подходы к терапии. Тренинг социальных умений.

Задания для самостоятельной работы:

1. Обосновать возможную процедуру экспериментального исследования самоэффективности, приобретенной беспомощности и реалистичности оптимизма личности.

2. Составить программу тренинга социальных умений.

Литература: 1, 3, 7, 8-10, 12, 16, 21, 23, 25, 31-35, 37, 40, 44-46, 59, 60, 63, 64, 74, 75, 77, 78, 80, 88, 90, 94, 95, 97, 98, 101, 102, 104, 112-114, 119, 120, 124, 125, 127, 133, 134, 139, 149-151.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: проблемная лекция, лекция вдвоем, ролевая игра, метод конкретных ситуаций.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: