Фин. мех-м – совокупность видов финансовых отношений, форм денежных отношений, специфических методов организации финансовых отношений, способов количественного опреления финансовых ресурсов.
Состав ФМ: 1) виды финансовых отношений;
2) формы организации финансовых отношений
3)методы организации финансовых отношений
4) способы количественного определения финансовых ресурсов.
В фин. науке и на практике выделяют различные виды финансовых отношений:
1) В сфере налогов: виды налоговых поступлений, виды неналоговых поступлений
2) В сфере госбюджета: виды бюджетных расходов (на фин-ние промышленности, энергетики, архитектуры, градостроительства, транспорта)
3) В сфере финансовых субъектов хозяйствования: в коммерческих организациях, в некоммерческих организациях, в домохозяйствах, финансовые механизмы государственных и внебюджетных фондов.
Формы организации финансовых отношений – внешний порядок их организации, т.е. установление механизма мобилизации, перераспределения и использования финансовых ресурсов. Основные из них – поступления средств в процессе бюджетного распределения и перераспределения ресурсов (на макроуровне – самофинансирование, кредитование, гос. финансирование).
|
|
Методы организации финансовых отношений – способы формирования финансовых ресурсов.
4 метода организации ФО:
1 – налоговый – один из основных методов формирования республиканского и местного бюджетов
2 — кредитный – формирование финансовых ресурсов у предприятий и государства на условиях срочности, возвратности, платности
3 — финансовый – для государства наиболее предпочтителен – формирование финансовых ресурсов у коммерческих организаций преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе
4 — страховой – формирование ресурсов за счет поступлений страховых взносов.
Способы количественного определения финансовых ресурсов – способы начисления в денежном выражении амортизационных отчислений, исчисление бюджетных доходов. Способы определения необходимого объема финансовой помощи нижестоящим бюджетам…
ФМ государства имеет 2 звена (деление обусловлено их неодинаковой компетенцией):
1) ФМ субъектов хозяйствования (коммерческих организаций, НКО, домохозяйств)
2) ФМ общегосударственных финансов (бюджетный механизм, финансовый механизм государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, механизм функционирования госкредита).
Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государства и отдельных регионов и районов. Используя различные элементы финансового механизма законодательные и исполнительные органы стремятся обеспечить реализацию звеньев финансовой политики, которые предусматриваются годовыми и 5-тилетними планами финансового развития.
В отличие от финансов, ФМ является субъективной категорией, он создается экономическими и финансовыми органами, от того, как построен финансовый механизм, зависит финансовая политика.