double arrow

Механизмы налогообложения и ценообразования

Налоговые механизмы определяют долю прибыли (дохода, выручки), отдаваемую предприятием в виде налога. Эта доля называется налоговой ставкой. Простейшим механизмом является налоговый механизм с постоянной налоговой ставкой. Обозначим B – выручка, Z – затраты, Ф – прибыль, H – налог, – ставка налога. Налог равен:

. (3.15)

Налоговый механизм с постоянной налоговой ставкой стимули­рует производителей производить подешевле, а продавать подороже (принцип «дешево – дорого»). В случае монопольного производите­ля это приводит к завышению цены продукции.

Для борьбы с этим явлением введем ограничения на рентабельность продукции. Если рентабельность превышает установленный предельный уровень P0, то вся сверхприбыль изымается и к тому же производитель штрафуется за превышение предельной рентабельности. Очевидно, что в этом случае оптимальная стратегия предприятия состоит в работе с рентабельностью равной предельному уровню и продаже по максимальной цене. Требуемый уровень рентабельности обеспечивается за счет завышения затрат. Требуемый уровень затрат определяется из уравнения:

P0=(VZ)/Z, (3.16)

где V – выручка от продажи по максимальной цене. Получаем:

Z=V(1+P0). (3.17)

Таким образом, описанный механизм налогообложения стимулирует предприятие продавать подороже и производить, соответственно, подороже (принцип «дорого-дорого»). Какой из двух механизмов лучше – вопрос сложный. Первый стимулирует снижение издержек, и это плюс. Однако, при этом, растут сверхприбыли предприятий (особенно, монополистов), что приводит к инфляции, резкой разнице в доходах, и это минус. Второй механизм позволяет балансировать доходы и расходы, уменьшает различие между «богатыми» и «бедными», и это плюс. Однако экономика становится неэффективной (затратной) и это минус. Безусловно, обществу больше всего подошли бы механизмы налогообложения, действующие по принципу («дешево-дешево»), то есть стимулирующие предприятия дешево производить продукцию и дешево ее продавать. Такие механизмы были разработаны в Институте проблем управления РАН (противозатратные механизмы налогообложения). Идея в том, чтобы предельный уровень рентабельности сделать не постоянным, а зависящим от показателя эффективности производства, определяемого как отношение эффекта l к себестоимости C:




Э = l / С. (3.18)

На понятии эффекта продукции остановимся подробно. Эффект измеряет потребительную стоимость произведенной продукции. Под эффектом в нашем случае будем понимать величину выручки, определенную по лимитной цене l (максимальной цене, при которой продукция может быть реализована).



Очевидно, что с ростом эффективности норматив рентабельности должен увеличиваться. Однако этого мало. Для того чтобы механизм ценообразования был противозатратным, необходимо, чтобы прибыль на единицу продукции была убывающей функцией затрат (чем меньше затраты, тем больше прибыли). С другой стороны, цена должна быть возрастающей функцией затрат (чем меньше затраты, тем меньше цена). Из первого условия получаем:

а из второго:

Оба эти неравенства можно записать в следующем виде:

(3.19)

Если обозначить через h(Э), то неравенства (3.19) можно записать в форме дифференциального уравнения:

(3.20)

где h(Э) – произвольная функция, принимающая значения в интервале (0;1). Данное дифференциальное уравнение легко решается. Для этого перейдем к другой функции: , , Подставляя в (3.20), получаем:

Здесь используется условие. Содержательно это означает, что продукт, для которого эффект равен затратам, не дает прибыли. Таким образом, получаем общий вид зависимости , обеспечивающий противозатратность (по прибыли) механизма ценообразования:

Пример 3.2. Пусть h(Э)=k, 0<k<1. В этом простейшем случае имеем: Цена будет определяться выражением: Ц=[1+k(Э-1)]C+kl, а прибыль: .

Легко видеть, что с уменьшением С цена также уменьшается, в то время как прибыль увеличивается. Заметим, что разность (l-C) определяет «чистую» прибыль. Часть k этой прибыли выделяется предприятию как его прибыль, а остальная часть должна обеспечи­вать рост прибыли потребителя. Выбор зависимости h(Э) производится из следующих соображений. Так как , а , то чем ближе h(Э) к нулю, тем сильнее влияние уменьшения затрат на снижение цены и тем слабее влияние уменьшения затрат на рост прибыли. Наоборот, чем ближе h(Э) к единице, тем слабее влияние уменьшения затрат на снижение цены, но тем сильнее влияние уменьшения затрат на рост прибыли предприятия. Чтобы обе тенденции были одинаково сильны, следует брать h(Э)=1/2.

Возможна другая стратегия - при больших затратах (малой эффективности) естественно в первую очередь стимулировать предприятие к снижению затрат, для чего целесообразно h(Э) брать ближе к единице. Наоборот, при большой эффективности естественно стимулировать снижение цен, для чего h(Э) следует брать ближе к нулю. Таким требованиям удовлетворяет, например зависимость h(Э)=1/Э. В этом случае:

Ц=[1+(Э-1/Э)/2]C=C+(l-С2/l)/2,

.

Описанный принцип создания противозатратных механизмов налогообложения можно применить и для механизмов ценообразования. Действительно, если взять формулу цены в виде , где Э=l/C, l - лимитная цена, C - себестоимость, а удовлетворяет условиям противозатратности (3.19), то с уменьшением себестоимости прибыль будет увеличиваться, а цена уменьшаться.






Сейчас читают про: