Этапы развития социально психологии как науки

На современном этапе развития общества растет роль человека и ее социально-психологической компетентности в процессе построения правового и суверенного государства. Именно на уровне личности происходит осознание того, что без обоснованных социально-психологических знаний и умений невозможно производительно строить социальные и межличностные отношения, налаживать международные контакты, воспринимать и оценивать других людей, регулировать собственное поведение, осуществлять обмен мнениями, информацией, влиять друг на друга. Т.е. в развитии личности социально-психологические явления и механизмы их возникновения и распространения имеют важное значение.

Общение среди них занимает главное место. Оно является обязательным условием выживания индивида, образом жизни, потребностью существования лица. Под его влиянием формируются социальные установки личности, ее «Я-концепция», жизненные цели, представления о мире, моральные нормы, социально-психологический опыт. Так вот, можно уверенно утверждать, что качество социальной жизни человека в большой мере зависит от характера ее общения и взаимодействия с другими людьми. Именно поэтому личности и общению уделяется такое большое внимание.

Вместе с тем социальная психология личности и общения является структурной составляющей в общей концепции социальной психологии. Следовательно, вполне закономерным является рассмотрение вопросов, связанных сугубо с социальной психологией, а именно ее предметом, заданиями, структурой.

В недалеком прошлом курс социальной психологии читался лишь в нескольких отечественных высших учебных заведениях. Однако в процессе национального возрождения Украины, становления демократического государства и утверждения гражданского общества в корне изменилось состояние с преподаванием этой дисциплины и теоретическим осмыслением ее основных понятий, прежде всего тех, что связанны с личностью и общением. Все больше людей осознает, что не ликвидировать социально-психологическую неграмотность, невозможно построить правовую и суверенную страну. Так вот учет бурных социально-экономических изменений в украинском обществе, связанных с переходом к рыночным условиям ведения хозяйства, демократизацией социальных отношений, информатизацией населения, а также потребностью в социально-психологических знаниях, способствует росту требований как к осмыслению событий с точки зрения социальной психологии, так и к деятельности специалистов, которым, прежде всего необходимые знания из социальной психологии (практики-предприниматели, менеджеры, руководители разных уровней, психологи, педагоги, медики, экономисты, правоведы и др.).

Социальная психология как относительно молодая наука, став самостоятельной в начале XX века, теперь является одной из тех дисциплин, которые динамически развиваются в США, Западной Европе, Австралии. В Украине, как и в прежнем Советском Союзе, социальная психология прошла сложный путь становления: от бурного развития в 20-х годах прошлого века к застою и фактической запрещения в 30 - 50-х годах. Такое состояние дел было обусловлено многими причинами, среди которых: выполнение полностью конкретных заказов в сфере политики, управления, производства, а отсюда - односторонность социально-психологического анализа действительности, - вредность и, следовательно, ненадобность социально-психологических исследований с точки зрения тех идеологических и социально-политических основ, которые властвовали в стране. Возрождение социальной психологии приходится на 60-ые годы XX век, когда она становится учебной дисциплиной и ее начинают выкладывать в ряде учебных заведений Украины, создаются отделы и лаборатории в научно-исследовательских институтах, учреждениях. Однако длительная изолированность советской психологии от мировой науки, ее идеологизация повлекли деформации в ее развитии, что обозначилось, прежде всего, на отрыве социально-психологической теории от практики, на понимании социальной психологии лишь из марксистских позиций. Возникла ситуация, при которой достаточно высокий уровень психологической теории соединялся с низким уровнем социально-психологической практики внедрения социальных технологий, а профессиональная социальная психология развивалась в первую очередь в больших вузовских центрах. И это в то время, когда на Западе социально-психологические рекомендации, направленные на психологическую регуляцию поведения, как личности, так и социальных сообществ, достаточно интенсивно применялись в практической деятельности политиков, управленцев, бизнесменов.

Тормозило общее развитие отечественной социальной психологии и длительное доминирование в этой отрасли знания подходов, заимствованных в американских ученых. Опыт американцев, их методики и техники исследований, применение новейших средств регистрации и обработки результатов, высокая лабораторная культура эксперимента обеспечивали им приоритет и признание в социальной психологии. Все это привело к тому, что теоретические тезисы, подходы и методы американских исследователей начали переносить на отечественную почву, часто без критического осмысления, с присущим представлением отечественных потребителей социально-психологических услуг о западной «первосортности» в сравнении с отечественной «второсортностью». В процессе так называемого «заимствования» не учитывался етнопсихологичний аспект проблемы, социокультурный контекст подготовки как специалистов из социальной психологии, так и тех, кому на практике нужные социально-психологические знания для эффективной деятельности. Все более очевидным становилось и то, что методы подготовки специалистов имели принципиальный недостаток: они были сориентированы на передачу знаний и формирования частичных умений, а не опирались на рефлексию как внутренний механизм развития профессионального мышления. Именно поэтому выданные в Советском Союзе в 60 80-ые годы XX века учебники по большей части выполняют свою образовательную функцию, т.е. дают общее представления о социальной психологии как науке, ее основные проблемы и направления, играют позитивную роль в развитии ее как учебной дисциплины, однако при этом они не лишены идеологических штампов и не учитывают тех изменений, которые состоялись в развитии этой науки. Более того, вне поля зрения некоторых ученых остался сам факт основания в 1970-ые годы европейского этапа анализа американской социальной психологии, критики ее прагматической позитивистской направленности, ограниченности теоре­тических концепций и направлений. Социальная психология не является панацеей от всех наших проблем и неоднозначных подходов. Однако овладение ею дает возможность толерантнее и гуманно осуществлять государствостроение, осмысливать реальный опыт отношений между людьми, видеть его во всей полноте и разнообразии, находить адекватные и достаточно действенные способы развития и совершенствования межличностных и межгрупповых взаимодействий. В связи с этим приоритетное значение получают в наше время социально-психологические аспекты национального возрождения, процессы отображения человеком объективно имеющихся социальных отношений и социальных интересов, особенности социального взаимодействия государства и личности, взаимодействия социальных отношений и общения, процессы социализации и десоциализации личности, характеристика сообществ, социальных институций и групп и их влияние на становление и развитие индивида, социально-психологическая подготовка специалистов, которая может стать важной составляющей их общей профессиональной подготовки. Социальная психология призвана ликвидировать границы между практикой и теорией, предотвращать теоретический вакуум, который возникает на почве противостояния социально-психологической практики теории и наоборот. Идет речь однако, что сегодня отдельные современные отечественные социальные психологи попадают в своеобразную теоретико-методологическую ловушку: через свои обязательства перед конкретной организацией, которая требует прежде всего практического, заметного результаты в как можно более короткие сроки. Они, изучая зарубежный практический опыт вынужденно пренебрегают анализом многих теоретических моделей, концепций (отечественных в том числе), на которых обосновывается тот или другой метод. Отсюда возникают перекручивания в оценке ими эффектов от применения избранных средств, а феноменальный успех психотехнологий кое-где связывают не с факторами, что действуют реально в конкретной социальной среде, а с желаемой или ожидаемой совокупностью психологических влияний. Именно поэтому, современная теория социальной психологии должна дать достойный ответ на запросы социальной практики.

(Историю развития социальной психологии можно разделить на 3 этапа:

1) описательный этап (VI в. до н. э. середина ХIХ в.) – зарождение и первые шаги социально-психологического знания встречаются уже в трудах философов античности.

Социоцентризм Платона – социум стоит над индивидом, диктует ему линию поведения. Индивидуальные особенности человека и его социальное поведение и положение у Платона связано с тремя частями тела: головой (умом) – развит у философов, сердце (мужество) – у воинов и живот (телесные вожделения) – у ремесленников. На подобной основе Платон различает и отдельные народы.

Эгоцентризм Аристотеля – человек рассматривался как «социальное животное», которое не может развиваться нормально вне общества, однако, решая общественные проблемы, нужно идти от интересов индивида к массе.

Тории «плохого» и «хорошего» человека. В эпоху Возрождения существовало два учения, одно из которых («реалистическое») придерживалось мнения о изначальной порочности человека и аморальности общества (Н. Макиавелли, Т. Гоббс). Согласно другому учению («романтическому»), человек по своей природе добр, но именно общество портит его, формируя негативные черты. (Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Д. Дидро).

В XVIII в. получила развитие теория, строящаяся на принципе личной выгоды (И. Бентам, А. Смит). Главным принципом поведения объявлялась оценка всех явлений, исходя из их полезности, для отдельного индивида. Благосостояние общества, по этой теории, должно строиться на свободе действий каждого его члена в соответствии со своим собственным интересом в экономической сфере.

Методологии позитивизма О.Конта – при изучении поведения человека и явлений общественной жизни необходимо использовать тот же самый научный подход, что и при изучении естественного мира. Психика человека, по мнению Конта, развивается только в обществе и он всегда должен рассматриваться исходя из своего социального окружения.

2) Этап становления социально-психологического знания характеризовался следующими направлениями:

Психология народов (возникло под влиянием идей Гегеля) – «дух» нации или народа противопоставлялся «духу» отдельных индивидов (Лацарус и Штейнталь). В. Вундта также считал, что психические продукты, общественного характера человеческой жизни (языки, мифы и обычаи), необъяснимы, только исходя из индивидуального сознания, и имеют социальное происхождение.

Теории доминирующего фактора сводили основы всех социально-психологических явлений к единственному объяснению. У. Баджот и Г. Тард называли в качестве такого фактора подражание, Г. Лебон – внушение, У. Джеймс – привычку, У. Макдугалл и У. Троттер – инстинкт, Э. Дюркгейм и Л. Леви-Брюль – «коллективное сознание».

Социальный дарвинизм делал акцент на «борьбе за существование» посредством межличностных и межгрупповых конфликтов (Г. Спенсер). Спенсер использовал дарвинизм, чтобы доказать превосходство одних социальных групп над другими, оправдывая войну, политику колониализма и вообще любые действия, которые подразумевают конкуренцию или конфликт.

Психоаналитическая теория 3. Фрейда – инстинктивные импульсы человека приходят в конфликт с интересами общества, результатом чего являются фрустрации. В основе эмоциональных связей общества лежат идентификация и десексуализация «либидо» (сублимация).

3) Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии в ХХ веке. На рубеже XIX–XX вв. в развитии социальной психологии начинается новый период – исследователи обращаются к лабораторному эксперименту. Отцом социально-психологического эксперимента считается Н. Триплет.)

27. диада как вид малой группы

Диада состоит из двух человек (например, пары влюбленных). Они постоянно встречаются, проводят вместе досуг, обмениваются знаками внимания и символами. У них формируются устойчивые межличностные отношения, основанные прежде всего на чувствах — любви, ненависти, доброжелательности, холодности, ревности, гордости. Эмоциональная привязанность влюбленных заставляет их бережно относиться друг к другу, т. е. строить обмен по принципу: делай другому то, что хотел бы, чтобы он тебе сделал. Даря свою любовь, партнер надеется, что взамен получит не меньшее ответное чувство. И так во всем - от обмена подарками до обмена приветствиями и чувствами.

Таким образом, исходный закон межличностных отношений в диаде — эквивалентность обмена и взаимность. В больших социальных группах, скажем, в производственной организации или банке, подобный закон может и не соблюдаться: начальник требует и берет от подчиненного больше, чем дает взамен. Диада — царство субъективных пристрастий, где социальное начало только еще зарождается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: