Содержание механизма социального партнерства

Важным элементом системы социального партнерства, обеспечивающим ее действенность и мобильность, является механизм партнерских отношений, основу которого составляют способы, процедуры, формы, методы взаимодействия, система контроля выполнения принятых договоров и соглашений, организационно-функциональные структуры.

Основными элементами механизма социального партнерства являются:

- постоянный переговорный процесс между представителями институтов социального партнерства, т.е. профсоюзов, объединений работодателей (предпринимателей) и властных структур;

- постоянно действующие органы (трехсторонние комиссии) по регулированию социально-трудовых отношений;

- установление и соблюдение процедур согласования интересов и позиций сторон;

- кодификация отношений социального партнерства в законах Украины, нормативных документах органов государственного управления;

- системы контроля за выполнением принятых договоров и соглашений;

- работа экспертов партнерских отношений с анализа состояния и перспектив развития системы социального партнерства.

По уровням охвата социально-трудовых отношений можно выделить макро- мезо- и микроэкономические механизмы социального партнерства.

Организационное обеспечение механизма социального партнерства включает в себя деятельность согласительных и примирительных комиссий, трудового арбитража, экспертных аналитических и консультационных труп, контроль выполнения соглашений, применения санкций, создание системы научно-методического, кадрового и информационного обеспечения.

Важной составляющей механизма социального партнерства является переговорный процесс, в ходе которого всеми участниками на основе равноправия сторон совместно вырабатываются решения. При различии, а часто и противоречии интересов сторон, переговорный процесс становится рациональным способом достижения взаимоприемлемых результатов.

В Конвенции Международной Организации Труда (МОТ) № 154 "О коллективных переговорах" (1981 г.) отмечается, что коллективные переговоры можно применять ко всем видам переговоров между предпринимателями и трудящимися (или их представительными организациями) с целью:

- зафиксировать условия труда и найма;

- урегулировать отношения между предпринимателями и работниками;

- урегулировать отношения между организациями трудящихся и организациями предпринимателей.

С целью предотвращения возникновения коллективных трудовых споров, их прогнозирования и содействия своевременному их решению, осуществлению посредничества для решения таких споров (конфликтов), Указом Президента Украины от 17 ноября 1998 г. № 1258/98 образована Национальная служба посредничества и примирения. Согласно п. 1 Положения о Национальной службе посредничества и примирение, Национальная служба посредничества и примирения является постоянно действующим органом, созданным Президентом Украины для содействия урегулированию коллективных трудовых споров (конфликтов).

НСПП согласно возложенным на нее задачам:

- изучает и обобщает причины возникновения коллективных трудовых споров (конфликтов) и возможные их последствия на национальном, территориальном и отраслевом уровнях, вырабатывает предложения относительно предотвращения коллективных трудовых споров;

- осуществляет регистрацию выдвинутых работниками требований в коллективных трудовых спорах (конфликтах);

- анализирует выдвинутые работниками требования и осуществляет оценку их обоснованности;

- оказывает содействие установлению контактов между сторонами коллективного трудового спора (конфликта);

- проверяет, в случае необходимости, полномочия представителей сторон коллективного трудового спора (конфликта);

- консультирует стороны коллективного трудового спора (конфликта);

- при обращении сторон (стороны) коллективного трудового спора (конфликта) рассматривает материалы относительно коллективного трудового спора (конфликта) с целью его решения;

- в случаях, когда рекомендации НСПП относительно разрешения коллективного трудового спора (конфликта) не учтены, НСПП обращается с заявлением о разрешении коллективного трудового спора (конфликта) в судебные инстанции;

- формирует списки независимых посредников и арбитров и т.п.

НСПП имеет право:

- принимать участие в разрешении коллективного трудового спора (конфликта) на всех его стадиях;

- координировать работу трудового арбитража, направлять своих специалистов, экспертов для участия в работе примиряющих органов;

- безвозмездно получать от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, профсоюзов, работодателей и их объединений, сторон коллективного трудового спора (конфликта) информацию, необходимую для использования во время проведения примиряющих процедур;

- предупреждать стороны о нарушении ими требований действующего законодательства во время рассмотрения коллективного трудового спора (конфликта) и возможных следствиях таких нарушений;

- предлагать органам исполнительной власти и органам местного самоуправления рекомендации относительно применения мер по разрешению коллективного трудового спора (конфликта), реализация которых входит в их компетенцию.

НСПП в пределах своих полномочий принимает решения, которые имеют рекомендательный характер и должны рассматриваться сторонами коллективного трудового спора (конфликта), соответствующими центральными или местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: