Правовая регламентация действия механизма социального партнерства

Согласно ст. 2 Закона Украины "О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)" от 3 марта 1998 г. коллективный трудовой спор (конфликт) - это расхождения, которые возникли между сторонами социально-трудовых отношений, относительно:

- установления новых или изменения существующих социально-экономических условий работы и производственного быта;

- заключения или изменения коллективного договора, соглашения;

- выполнения коллективного договора, соглашения или отдельных их положений;

- невыполнения требований законодательства о труде.

Рассмотрение коллективного трудового спора (конфликта) осуществляется Примирительной комиссией по вопросам, предусмотренным пунктами "а" и "б" ст. 2 Закона. примирительной комиссией, а в случае непринятия решения в сроки, установленные ст. 9 Закона, - трудовым арбитражем;

Вопросы коллективного трудового спора, предусмотренные пунктами "в" и "г" ст. 2 Закона рассматриваются трудовым арбитражем.

Примирительная комиссия - это орган, предназначенный для подготовки решения, которое может удовлетворить стороны коллективного трудового спора (конфликта), и который состоит из представителей сторон (ч. 1 ст. 8 Закона Украины "О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)"). Согласно статей 7-10, 13, 14 Закон разработано и утверждено приказом Национальной службы посредничества и примирения (далее - НСПП) от 4 мая 1999 г. №36 Положение о примирительной комиссии, которым определен порядок образования примирительной комиссии; порядок рассмотрения коллективного трудового спора (конфликта) и принятие решения; статус члена примирительной комиссии, его права. Примирительная комиссия образовывается по инициативе одной из сторон на производственном уровне в 3-дневный, на отраслевом или территориальном уровне - в 5-дневный, на национальном уровне - в 10-дневный срок с момента возникновения коллективного трудового спора (конфликта) из одинакового количества представителей сторон.

Порядок определения представителей в примирительной комиссии определяется каждой из сторон коллективного трудового спора (конфликта) самостоятельно.

Коллективные трудовые споры (конфликты) рассматриваются производственной примирительной комиссией в 5-дневный, отраслевой и территориальной примирительными комиссиями - в 10-дневный, примирительной комиссией на национальном уровне - в 15-дневный срок с момента образования комиссий. По соглашению сторон эти сроки могут быть продолжены.

Решение согласительной комиссии оформляется протоколом и имеет для сторон обязательную силу и выполняется в порядке и в сроки, которые установлены этим решением.

После принятия решения относительно разрешения коллективного трудового спора (конфликта) примирительная комиссия прекращает свою работу.

В решении коллективных трудовых споров могут принимать участие независимые посредники. Независимый посредник – избранное по общему выбору сторон лицо, которое оказывает содействие установлению взаимодействия между сторонами, проведению переговоров, принимает участие в подготовке примирительной комиссией взаимоприемлемого решения (ст. 10 Закона). Приказом Национальной службы посредничества и примирения от 11 ноября 1999 г. №106 утверждено Положение о посреднике, которое закрепляет условия и порядок отбора посредников, наделение и прекращение полномочий; порядок привлечения посредников; порядок привлечения посредника к участию в примиряющих процедурах; его права, обязанности, квалификационные требования к посреднику, ответственность. Трудовой арбитраж - это орган, который состоит из привлеченных сторонами специалистов, экспертов и других лиц и принимает решение по сути трудового спора (конфликта).

Трудовой арбитраж образовывается по инициативе одной из сторон или независимого посредника в 3-дневной срок в случае:

- непринятия примирительной комиссией согласованного решения относительно разрешения коллективного трудового спора (конфликта) об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий работы и производственного быта, а также о заключении или изменении коллективного договора, соглашения;

- возникновении коллективного трудового спора (конфликта) по выполнению коллективного договора, соглашения или отдельных их положений, о невыполнении требований законодательства о труде.

Количественный и персональный состав трудового арбитража определяется по согласию сторон. Если стороны не достигнут согласия, то трудовой арбитраж состоит из трех арбитров (п. 2.2 Положения о трудовом арбитраже, утвержденном приказом Национальной службы посредничества и примирение от 4 мая 1999 г. №37). В состав трудового арбитража не могут входить лица, которые являются представителями сторон коллективного трудового спора (конфликта), или лица, которые в той или иной степени заинтересованы в его одностороннем решении (п. 2.6 Положения).

Согласно п. 1.2 Положения об арбитре, утвержденном приказом Национальной службы посредничества и примирения от 11 ноября 1999 г. №105, арбитр - это подготовленное НСПП лицо, которое в случае привлечения его сторонами коллективного трудового спора (конфликта) для участия в работе трудового арбитража получает статус члена трудового арбитража и имеет право рассмотрения коллективного трудового спора (конфликта) с целью принятия решения по его сути. Кандидатура арбитра предлагается органом НСПП для участия в работе трудового арбитража по письменному заявлению одной из сторон коллективного трудового спора (конфликта).

Глава трудового арбитража избирается из числа его членов. В состав трудового арбитража также могут входить народные депутаты Украины, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления и другие лица.

Коллективный трудовой спор (конфликт) рассматривается трудовым арбитражем с обязательным участием представителей сторон, а в случае потребности - представителей других заинтересованных органов и организаций.

Трудовой арбитраж должен принять решение в 10-дневной срок со дня его создания. По решению большинства членов трудового арбитража этот срок может быть продолжено до 20 дней. Решение трудового арбитража состоит из вступительной, описательной, мотивационной и резолютивной части (п. 6 Положения о порядке подготовки и принятие решения трудового арбитража при решении коллективного трудового спора (конфликта), утвержденного приказом Национальной службы посредничества и примирение от 20 сентября 1999 г. №88). Решение трудового арбитража принимается большинством голосов его членов, оформляется протоколом и подписывается всеми его членами и является обязательным для выполнения если стороны об этом предварительно договорились.

Контроль выполнения коллективного договора и соглашения проводится непосредственно заключившими их сторонами или уполномоченными ими представителями. При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять необходимую для этого имеющуюся информацию.

Стороны, подписавшие коллективный договор и соглашение, ежегодно в предусмотренные в них сроки отчитываются об их выполнении. За нарушения, допускаемые при заключении и выполнении коллективных договоров и соглашений, наступает административная и дисциплинарная ответственность (вплоть до освобождения от должности).

На лиц, представляющих стороны, которые уклоняются от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению коллективного договора (соглашения) или которые умышленно нарушают 7-дневный срок начала переговоров после получения письменного извещения другой стороны о начале переговоров, или не обеспечивают работу соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки, налагается административное взыскание - штраф в размере до 10 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. Непредставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля выполнения договоров и соглашений, влечет административную ответственность в виде штрафа в размере до 5 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

На указанных лиц, по вине которых нарушено или не выполнено обязательство по коллективному договору и соглашению, налагается штраф в размере до 100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. Указанные дела об административных правонарушениях рассматриваются судом. По требованию профсоюза или иного уполномоченного трудовым коллективом органа собственник или уполномоченный им орган обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются либо не выполняются обязательства по коллективному договору или соглашению. В частности, в соответствии со ст.45 КЗоТ Украины по требованию профсоюзного органа, который по поручению трудового коллектива подписал коллективный договор, собственник или уполномоченный им орган обязан расторгнуть трудовой договор с руководителем или освободить его с занимаемой должности, если он нарушает законодательство о труде и не выполняет обязательства по коллективному договору.

В механизме социального партнерства важное место занимают экспертные группы, исследовательские центры, которые на регулярной основе проводят социологические опросы, маркетинговые исследования, обзоры национального и региональных рынков труда.

Контрольные вопросы

1. Основные элементы механизма социального партнерства.

2. Переговорный процесс в механизме социального партнерства. Конвенция МОТ №154.

3. Национальная служба посредничества и примирения в Украине, ее задачи и права.

4. Законы Украины о разрешении коллективных трудовых споров.

5. Роль независимых посредников в разрешении трудовых споров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: