Глава 4. Этика отношений в системе

«ПЕДАГОГ-ПЕДАГОГ................................................................................................... 39

4.1. Этика служебных отношений «по горизонтали».................................................. 39

4.2. Этика служебных отношений «по вертикали»...................................................... 48

Глава 5. ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В ВУЗЕ…………... 59

5.1. Специфика вузовского образования и этика отношений

в системе «педагог—студент»....................................................................................... 60

5.2. Вузовское образование и этика науки................................................................... 73

Глава 6. ЭТИКА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА.................................................... 88

6.1. Гражданское общество, гражданин, гражданственность………………............. 89

6.2. Особенности, ценности, идеалы этики гражданственности..................................90

6.3. Политическая этика и политическая культура...................................................... 92

6.4. Патриотизм - основной принцип этики гражданственности................................ 97

6.5. Национальные особенности патриотизма и политической культуры......................................................................................................................................... 102

6.6. Насилие и ненасилие: моральный выбор гражданина....................................... 107

Глава 7. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА

И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА................................................. 123

7.1. Экологическая этика: предмет, нравственное содержание,

ценности......................................................................................................................... 124

7.2. Основные принципы и императивы экологической этики ………………........ 127

7.3. Экология человека и «открытые» проблемы биомедицинской

этики............................................................................................................................... 131

7.4. Формирование экологической культуры

будущих специалистов в вузе...................................................................................... 134

Глава 8. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И ЭТИКА ПЕДАГОГА..................................138

8.1. Общение как нравственная ценность:

сущность и предназначение...............................................................................………138

8.2. Культура и антикультура общения......................................................................143

8.3. Этика интимных отношений.................................................................................153

8.4. Этика общения в виртуальной реальности……………………………………...177

8.5. Молодежная субкультура: моральные проблемы общения …………………...186

Глава 9. ЭТИКЕТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

ПЕДАГОГА.................................................................................................................. 196

9.1. Этикет и его особенности..................................................................................... 196

9.2. Краткий очерк истории этикета.......................................................................... 198

9.3. Основные нормы и принципы этикета................................................................. 213

9.4. Правила этикета для конкретных ситуаций........................................................ 216

9.5. Этикет в речевой деятельности........................................................................... 224

9.6. Этикетная культура в одежде.............................................................................. 231

9.7. Этикет «неформальных» мероприятий................................................................ 234

9.8. Правила поведения за столом............................................................................... 239

ПРАКТИКУМ............................................................................................................. 244

I. Материал для самостоятельного анализа. В.А. Сухомлинский о

воспитании..................................................................................................................... 244

П. Тесты по этике и культуре межличностного

и делового общения педагога...................................................................................... 269

Тест 1. Определение уровня Вашей общительности................................................ 269

Тест 2. Этикет и культура Вашего общения...................:........................................... 271

Тест 3. «Любят ли Вас люди?»..................................................................................... 273

Тест 4. «Умеете ли Вы слушать и слышать другого?».............................................. 274

Тест 5. Изучение эмпатии личности........................................................................... 276

Тест 6. «Кто ты: ведущий или ведомый?»................................................................. 278

Тест 7. «Круг Айзенка»............................................................................................... 279

Тест 8. Самооценка психических состояний (по Айзенку)...................................... 282

Тест 9. «Комплекс неполноценности»......................................................................... 283

III. Психотренинг........................................................................................................... 285

1. Упражнения для аутотренинга................................................................................. 285

2. Умейте слушать другого.......................................................................................... 286

3. Пятьдесят способов победить стресс..................................................................... 288

Заключение....................................................................................................................291

Методическое приложение......................................................................................... 292

1. Программа курса «основы педагогической этики»............................................. 292

2. Планы семинарских занятий.................................................................................. 295

3. Темы для рефератов и самостоятельной работы.................................................. 297

Литература..................................................................................................................... 299

Учебное издание

Мишаткина Татьяна Викторовна


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: