«ПЕДАГОГ-ПЕДАГОГ................................................................................................... 39
4.1. Этика служебных отношений «по горизонтали».................................................. 39
4.2. Этика служебных отношений «по вертикали»...................................................... 48
Глава 5. ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В ВУЗЕ…………... 59
5.1. Специфика вузовского образования и этика отношений
в системе «педагог—студент»....................................................................................... 60
5.2. Вузовское образование и этика науки................................................................... 73
Глава 6. ЭТИКА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА.................................................... 88
6.1. Гражданское общество, гражданин, гражданственность………………............. 89
6.2. Особенности, ценности, идеалы этики гражданственности..................................90
6.3. Политическая этика и политическая культура...................................................... 92
6.4. Патриотизм - основной принцип этики гражданственности................................ 97
6.5. Национальные особенности патриотизма и политической культуры......................................................................................................................................... 102
|
|
6.6. Насилие и ненасилие: моральный выбор гражданина....................................... 107
Глава 7. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА
И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА................................................. 123
7.1. Экологическая этика: предмет, нравственное содержание,
ценности......................................................................................................................... 124
7.2. Основные принципы и императивы экологической этики ………………........ 127
7.3. Экология человека и «открытые» проблемы биомедицинской
этики............................................................................................................................... 131
7.4. Формирование экологической культуры
будущих специалистов в вузе...................................................................................... 134
Глава 8. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И ЭТИКА ПЕДАГОГА..................................138
8.1. Общение как нравственная ценность:
сущность и предназначение...............................................................................………138
8.2. Культура и антикультура общения......................................................................143
8.3. Этика интимных отношений.................................................................................153
8.4. Этика общения в виртуальной реальности……………………………………...177
8.5. Молодежная субкультура: моральные проблемы общения …………………...186
Глава 9. ЭТИКЕТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
ПЕДАГОГА.................................................................................................................. 196
9.1. Этикет и его особенности..................................................................................... 196
9.2. Краткий очерк истории этикета.......................................................................... 198
9.3. Основные нормы и принципы этикета................................................................. 213
9.4. Правила этикета для конкретных ситуаций........................................................ 216
|
|
9.5. Этикет в речевой деятельности........................................................................... 224
9.6. Этикетная культура в одежде.............................................................................. 231
9.7. Этикет «неформальных» мероприятий................................................................ 234
9.8. Правила поведения за столом............................................................................... 239
ПРАКТИКУМ............................................................................................................. 244
I. Материал для самостоятельного анализа. В.А. Сухомлинский о
воспитании..................................................................................................................... 244
П. Тесты по этике и культуре межличностного
и делового общения педагога...................................................................................... 269
Тест 1. Определение уровня Вашей общительности................................................ 269
Тест 2. Этикет и культура Вашего общения...................:........................................... 271
Тест 3. «Любят ли Вас люди?»..................................................................................... 273
Тест 4. «Умеете ли Вы слушать и слышать другого?».............................................. 274
Тест 5. Изучение эмпатии личности........................................................................... 276
Тест 6. «Кто ты: ведущий или ведомый?»................................................................. 278
Тест 7. «Круг Айзенка»............................................................................................... 279
Тест 8. Самооценка психических состояний (по Айзенку)...................................... 282
Тест 9. «Комплекс неполноценности»......................................................................... 283
III. Психотренинг........................................................................................................... 285
1. Упражнения для аутотренинга................................................................................. 285
2. Умейте слушать другого.......................................................................................... 286
3. Пятьдесят способов победить стресс..................................................................... 288
Заключение....................................................................................................................291
Методическое приложение......................................................................................... 292
1. Программа курса «основы педагогической этики»............................................. 292
2. Планы семинарских занятий.................................................................................. 295
3. Темы для рефератов и самостоятельной работы.................................................. 297
Литература..................................................................................................................... 299
Учебное издание
Мишаткина Татьяна Викторовна