Вопрос 3 Категории маркетинга

Категория сбыта входит в понятие маркетинга и предполагает получение прибыли за счёт увеличения объёмов продаж посредством мероприятий по стимулированию сбыта. Концепция маркетинга исходит из получения прибыли путём удовлетворения потребностей покупателей благодаря выявлению их нужд, проведения комплекса маркетинговых мероприятий, а уже затем, производства и продажи товаров. Основная цель сбытовой концепциипродать товар и получить прибыль, т.е. удовлетворить нужды производителя. Цель маркетинговой концепцииэто изучение и формирование спроса потребителя, а затем производство и продажа товаров, т.е. удовлетворение нужд потребителей.

Маркетинговая ориентация возникает лишь тогда, когда рынок продавца превращается в рынок покупателя.

Рынок продавца - свои условия диктует продавец (спрос больше предложения).

Рынок покупателя – свои условия диктует покупатель (предложение больше спроса).

Маркетинг – деятельность по обеспечению наличия нужных товаров, для нужной аудитории, в нужном месте, в нужное время, по подходящей цене, при осуществлении необходимых коммуникаций и мер по осуществлению сбыта.

Маркетинг – система управления производственной и сбытовой деятельностью созданной на основе комплексного состояния рынка, нацеленности на решение задач по успешной реализации продукции и получение на этой основе максимального дохода.

Маркетинг – социальный и управляемый процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности благодаря созданию товаров, потребительских ценностей и обмена ими друг с другом.

Все определения маркетинга опираются на следующие понятия или категории маркетинга (рис. 1.1.):

1. Нужды, потребности, запросы.

2. Товары

3. Потребительская ценность, удовлетворенность, качество.

4. Обмен, сделка и взаимоотношения.

5. Рынок.



Рисунок 1.1 - Взаимосвязь категорий маркетинга

1. Нужды - испытываемый человеком недостаток в чем - то необходимом.

Потребность – нужда, принимаемая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека. Она принимает форму объектов, способных удовлетворить нужды.

Запросы – потребности человека подкрепленные его покупательной способностью.

Сопоставляя свои потребности с имеющимися в распоряжении ресурсами, потребитель предъявляет спрос на те товары, которые обладают оптимальными для данного человека набором качеств.

1. Товар – всё, что может быть предложено на рынке для привлечения внимания, ознакомления, потребления и что может удовлетворить потребности. Товарами могут быть физические объекты, услуги, места, организации, идеи.

2. Потребительская ценность – результат сопоставления выгод которые потребитель получает в результате приобретения и использования товара и затрат на приобретение этого товара. Таким образом, потребительская ценность определяет удовлетворённость покупателя.

Удовлетворённость покупателя – степень совпадения свойств и характеристик товаров, субъективно воспринимаемых потребителем с ожиданиями, связанными с этим товаром.

3. Обмен – процесс получения от кого-то желаемого объекта взамен другого объекта.

Условия совершения обмена:

· Участие как минимум двух сторон;

· Каждая сторона обладает товаром, который представляет ценность для другой стороны;

· Каждая сторона должна иметь желание совершить обмен и возможность свободно принимать или отвергать предложение другой стороны;

· Каждая сторона должна уметь осуществлять коммуникации и доставку товаров.

Сделка – коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.

Условия совершения сделки:

· Наличие хотя бы двух ценностно-значимых объектов;

· Согласование условия сделки;

· Согласование время совершения сделки;

· Согласование места совершения сделки;

Привлекательность товаров и услуг, а, следовательно, возможности совершения сделки увеличиваются посредством использования 4 типов полезностей:

- полезность формы – изменение свойств продукции.

- полезность времени – своевременное предложение товара.

- полезность места – товар предлагается в удобном для покупателя месте.

- полезность приобретения – создаётся при приобретении товара в собственность.

5. Рынок - совокупность уже имеющихся и потенциальных покупателей товара.

Рынок – совокупность потребителей и продавцов определенного товара.

Рынок в маркетинговом понимании – это совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей каких-то продуктов, это место, где совершаются сделки. Именно на рынке произведенный продукт и затраченный на него труд доказывают свою социальную значимость, приобретают признание у потребителей. В современном обществе рынок не обязательно имеет физическое месторасположение. Для демонстрации товара, его рекламы, получения заказов широко используются современные средства коммуникаций, без физических контактов с покупателями. (В маркетинге также под рынком понимается совокупность потребителей определенного продукта; говорят – рынок металла, зерна и т. п. На основе этого принципа часто проводят сегментацию рынка.)

Таким образом, потребности выливаются в конкретные желания, которые с учетом денежных возможностей трансформируются в спрос на рынке на конкретные продукты; осуществляется обмен между производителем и потребителем, оформляемый в виде определенной сделки. Отсюда следует, что маркетинг направляет экономику на удовлетворение множества постоянно меняющихся потребностей миллионов потребителей. Данная интерпретация маркетинга наиболее полно проявляется на уровне государства в целом и его отдельных регионов, о чем речь пойдет в данном разделе ниже.

Другими словами, маркетинг – это такая философия управления, направления ее реализации, когда разрешение проблем потребителей путем эффективного удовлетворения их запросов ведет к успеху организации и приносит пользу обществу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: