Природа изменений

Восприятие изменений по своей природе сугубо субъективно. Не секрет, что люди по-разному реагируют на одно и то же событие. Одни воспринимают его позитивно, другие – негативно. И дело не только в том, каковы реальные последствия изменений. Главное заключается в том, как человек ощущает степень своего влияния на происходящее изменение. Иными словами, восприятие изменения зависит от соотношения способностей индивида и вызовов, на которые он должен ответить. Способность в данном контексте понимается как совокупность наших умений и желание применить их. Вызовы включают опасности, которые мы видим и возможности, которые мы признаем.

Способность = умения + желание их применить Вызовы = опасности + возможности

К этому нужно добавить, что умения и желания их применить в процессе изменений дают определенную возможность держать происходящее под контролем.

Именно сочетание этих составляющих (способность, вызовы, контроль) определяет разброс в индивидуальных восприятиях изменения от позитивного до резко негативного.

Важным в негативном восприятии можно считать изменение, которое:

· воспринимается как таковое всеми, кого оно затрагивает;

· характеризуется значительным отклонением от сложившихся ожиданий;

· вызывает у людей чувство потери контроля над некоторыми важными аспектами их жизни или их окружения.

Важное в позитивном восприятии изменение имеет те же характеристики, но со знаком «+».

Важным для характеристики природы изменения является способность ассимиляции изменения. В данном контексте ассимиляция понимается как процесс мыследеятельности, в процессе которой происходит существенный сдвиг от негативного к позитивному восприятию изменения, согласование этого восприятия с нашими ожиданиями. Проще говоря, человек настраивает себя на изменения, усваивает его. Ассимиляция требует больших затрат умственной энергии, физических сил, психологического напряжения. Каждый человек, каждая группа и организация имеет какие-то пределы ассимиляции, которыми определяется способность усвоения изменения. Способность усвоения определяется так называемыми точками ассимиляции, т.е.числом событий, которые требуют от индивида/организации соответствующей коррекции поведения.

Однако стойкие люди/организации научились, как повысить способность ассимилирования и как не выйти за пределы собственных возможностей.

Еще одним моментом, важным для раскрытия природы изменения, является то, как мы используем способность ассимилирования. Необходимость ассимиляции может возникать более чем в одном направлении, более чем на одном уровне:

- микроизменения, которые затрагивают Вас, Вашу семью и близких друзей и коллег;

- организационные изменения, которые происходят не только по месту Вашей работы, но и в организациях, и влияют на Вашу жизнь (например, профсоюз, администрация города и т.п.);

- макроизменения, которые происходят в более крупных общностях (например, загрязнение окружающей среды, завоевание демократами большинства в Конгрессе США и т.д.).

Точки ассимиляции могут располагаться одновременно на нескольких или всех уровнях. Наименьшее влияние на повседневное поведение оказывают макроизменения, наибольшее – микроизменения.

Тем не менее точки ассимиляции могут как бы смещаться в восприятии индивидом их значения для него с одного уровня на другой. Например, человек получил информацию о тысячах гектарах горящего в Сибири леса. Подсознательно он может сказать себе: «Я всего лишь человек. Чем я могу помочь?» Но, если у него в районе пожаров живут родственники или находится лесопилка, то это событие приобретает для него микрозначение.

Существует некое пороговое значение точек ассимиляции. Если люди уже испытывают дефицит способности ассимиляции, то попытка еще одного (даже незначительного изменения) может нанести им психологическую травму.

Таким образом, вышеизложенное позволяет сформулировать некоторые принципы модели «природа изменения», позволяющие повысить стойкость индивида/организации, если Вы:

1. Осознаете, что контроль над ситуацией - это то, к чему мы все стремимся в нашей жизни; неопределенность ситуации, вызванная нарушением наших ожиданий - то, чего мы все боимся и избегаем.

2. Способны обеспечить прямо или косвенно контроль над процессом изменения.

3. Сможете ассимилировать изменения соразмерно со скоростью происходящих событий.

4. Поймете микрозначение организационных или макроизменений.

5. Убедитесь, что потребности в ассимиляции на микро, организационном и макро уровнях не превышает пределы вашей способности ассимиляции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: