Динамика развития социальной групповой работы такова, что не представляется возможным дать объемную классификацию используемых подходов. Можно отметить, что первая классификация социальной групповой работы была предложена в 60-е годы Дж. Клейном. В основе его классификации систематизация реальных направлений групповой работы, характерных для данного времени, что дало возможность предложить ему следующую классификацию:
1. Группы досуга
2. Образовательные группы:
· Группы семейного образования;
· Группы профессиональной ориентации;
· Группы свободного выбора.
3.Социальные группы:
· Нацеленные на сохранение адаптивных моделей;
· Нацеленные на изменение адаптивных моделей.
4. Терапевтические группы.
Papell и Rothman предложили другой подход к классификации социальной групповой работы. В основе классификации родовые и видовые особенности моделей групповой работы, где разграничительными критериями являлись: тип предоставляемых услуг, особенности ролей и взаимодействий социального работника, теоретическая парадигма метода групповой работы, типология клиента. Такой подход позволил им наметить во всем многообразии групповой работы следующие модели: модель социальных целей, клиническую модель, модель взаимодействия (взаимопомощи).
|
|
Модель социальных целей представляла собой традиционную парадигму деятельности, принятую в практики добровольных помощников, однако она уточнялась в соответствии с уровнем развития практики социальной работы.
Клиническая модель групповой социальной работы базировалась на двух доминантах, используемых в групповой работе: средствах и контексте. Для данной модели характерен определенный технологический подход, включающий в себя такие элементы как контракт, план лечение, формирование группы, развитие группы, оценка и завершение.
Модель взаимодействия состоит из элементов взаимной помощи, оказываемой членами группы в процессе групповой динамики.
На схеме показано различие групповой работы в пределах их моделей.
Модели социальной групповой работы
Модель социальных целей | Клиническая модель | Модель взаимодействий | |
Тип сервиса | Социализация и потребление | Интеграция и адаптация | Адаптация, социализация, интеграция, потребление |
Роль социального работника | Помощник | Агент взаимодействия | Посредник |
Образ члена группы | Участник, гражданин, Возмущенный, руководитель | Девиант, представитель какой-либо малой группы | Эго и альтер – эго |
Тип деятельности | Широкий ряд деятельностей и задач, включающий в свой состав работу в микросоциуме | Использование директивных и не директивных средств влияния, включающие в свой состав добавочные средства группы | Обручение членов группы процессом интерперсональных отношений |
Необходимые умения | Программирование | Интервенции в групповом процессе, достижение специфических целей | Категоризация и диалог |
Теоретическая база | Эклектическая теоретическая база | Социальная ролевая теория, социобихевио-ральная теория, эго-психология, групповая динамика | Системная теория и теория поля |
Цель группы | Социальное сознание и социальная ответственность | Лечение социальной дисфункции и специфических поведенческих взаимодействий | Достижение обоюдной помощи системы; Начальные, но специфические цели |
Основные цели социальной работы в группах
|
|
Группа в своем единстве представляет собой интериоризированное Я личности клиента, где разрозненные проблемы, индивидуальные персонализированные смыслы отдельных членов группы приобретают некую целостность и отстраненность. В процессе групповой деятельности происходит осмысление личностных нужд и потребностей, вырабатывается имплицитная концепция в логике целей и задач последующих встреч, намечаются принципы и методы самопомощи.
Рассматривая специфику социальной помощи индивиду через возможности группы, Х. Перлман писала: "Сегодня индивид становится членом какой-либо группы, чтобы решить свои "особые", значимые проблемы и установить особые отношения".[120] Анализируя состояние социальной групповой работы, она выделяет главные цели, к ним она относит: " снятие" проблем и стрессов клиента.
Целевые установки в практике групповой социальной работы связаны с учетом целей используемого метода групповой работы, тех задач, которые стоят перед группой в решении их проблем. Однако можно отметить, что на основе классификации групп в теории социальной работы разрабатываются подходы к целевым установкам. Причем, подходы к целям в групповой социальной работе имеют отличия от целевых подходов в групповой психотерапии.
В таблице показаны различные целевые подходы, используемые в социальной работе и групповой психотерапии:
Социальная групповая работа (Papell and Rothman) | Групповая психотерапия |
1. Индивидуальная оценка (фостерские группы, работа с обидами пожилых людей и т.д) | 1. Индивидуальное самочувствие (группы личностного роста) |
2. Индивидуальная поддержка и обслуживание (поддержка групп не способных к самообслу-живанию, групп испытывающих трудности в социальных обстоятельствах и т.п.) | 2. Возможность самореализации (группы роста) |
3. Индивидуальное изменение - Социальный контроль (профилактическая работа с группами сексуальной агрессии и.т.п) - социализация (работа с группами по формированию социальный навыков для проживания в микросоциуме и т.п.); - Межличностное поведение (группы личностного роста) - Индивидуальные ориентации и ценности (групповая работа, направленная на изменение ценностных ориентаций и т. п.) - материальные обстоятельства (групповая работа с безработными, получающими пособие и т. п.) - Личностная защита (групповая работа с меньшинствами) - личностный рост и развитие (Т- группы) | 3. Межличностное развитие и самоактулизация (группы встреч ) |
4.Образование, информирование, тренинг (правовые группы, образовательные группы и.т.п.) | 5.Увеличение потенциала зрелости (гештальтгруппы) |
1. Досуг / компенсация (группы развития, досуговые группы и т.п.) | 6.Осознание личностных целей (психодрама) |
2. Посредничество между личностями и социальными системами (посредничество между группами, агентствами, сервисом и т.п.) | 7.Расширение сферы осознания индивидуумом организмических ощущени (группы телесной терапии) |
3. Групповое изменение и /или поддержка (группы работы с семьей, группы коммуникативной компетенции и т.п.) | 8.Расширение сферы человеческих отношений и переживаний (группы танцевальной терапии) |
4. Изменение окружающей среды (групповая работа по изменению окружения жизненного пространства клиента) | 9.Освобождение от конфликтов и сильных переживаний ( группы терапии искусством, Т- группы) |
5. Социальное изменение (групповые цели связаны с социальным и политическим взаимодействием группы и институтов и т.п.) | 10.Овладение навыками межличностного общения (группы тренинга умений) |
Исходя из того, что социальная групповая работа направлена на расширение жизненного пространства клиента, осознание и приобретение им социальных и жизненных ценностей, улучшение социального функционирования к основным целям социальной групповой работы можно отнести:
|
|
- посреднический обмен между клиентами;
- общение;
- самоосознание существующих проблем;
- реалистичное оценивание своих проблем;
- принятие социальных норм и ценностей.
Стадии развития групповой работы
Групповая работа имеет определенные фазы своей активности, каждая из которой несет свою организационную и терапевтическую нагрузку. Имеется различная периодизация группового развития, одну из такой в социальной работе была предложена Г. Конопкой[121].
Процесс помощи в групповой интервенции осуществляется через следующие стадии:
1 этап - целенаправленное, теплое, понимающее профессиональное взаимодействие между профессиональным социальным работником и членами группы;
2 этап- управление групповым процессом, осуществление взаимодействия между всеми членами группы;
3 этап – установление вербальной коммуникации между членами группы;
4 этап – установление невербальной коммуникации между членами группы;
5 этап - целенаправленный выбор и создание членами группы необходимой терапевтической среды.
Вместе с тем, можно отметить, что стадии работы с группой выделяемые современными исследователями Maier, Trecker, Sarri и Galinsky и другими, имеют общие подходы, несмотря на терминологические и структурные различия. Таким образом, основные стадии группового развития можно представить в виде следующей обобщенной схемы:
|
|
1. Стадия ориентации – клиенты осознают себя в качестве члена группы, происходит выбор ролей, ориентации в складывающейся ситуации, проявляются определенные страхи перед неизвестными формами взаимодействия, на этой основе формируется «псевдосплоченность».
2. Стадия власти – оформляются роли в группе, идет борьба за лидерство, растет сопротивление, может распространяться агрессия к одному из членов группы, оформляются нормы и ценности при непосредственном участии группы.
3. Стадия переговоров – происходит структурирование группы, оформляется групповая позитивная сплоченность, совместно вырабатываются цели, роли и задачи группы, отмечаются сходные проблемы и эмоциональные переживания.
4. Функциональная стадия – стадия активно работающей группы, заинтересованность в разрешении проблем, поддержка членов группы друг друга, искренность и спонтанность характерные тенденции группового развития, стадия принятия решения.
5. Стадия распада группы – ситуация при которой отдельными членами группы и группой в целом происходит осмысление и решение своих проблем, формулируется задача о необходимости окончания совместной групповой деятельности.