Типология социальной групповой работы

Динамика развития социальной групповой работы такова, что не представляется возможным дать объемную классификацию используемых подходов. Можно отметить, что первая классификация социальной групповой работы была предложена в 60-е годы Дж. Клейном. В основе его классификации систематизация реальных направлений групповой работы, характерных для данного времени, что дало возможность предложить ему следующую классификацию:

1. Группы досуга

2. Образовательные группы:

· Группы семейного образования;

· Группы профессиональной ориентации;

· Группы свободного выбора.

3.Социальные группы:

· Нацеленные на сохранение адаптивных моделей;

· Нацеленные на изменение адаптивных моделей.

4. Терапевтические группы.

Papell и Rothman предложили другой подход к классификации социальной групповой работы. В основе классификации родовые и видовые особенности моделей групповой работы, где разграничительными критериями являлись: тип предоставляемых услуг, особенности ролей и взаимодействий социального работника, теоретическая парадигма метода групповой работы, типология клиента. Такой подход позволил им наметить во всем многообразии групповой работы следующие модели: модель социальных целей, клиническую модель, модель взаимодействия (взаимопомощи).

Модель социальных целей представляла собой традиционную парадигму деятельности, принятую в практики добровольных помощников, однако она уточнялась в соответствии с уровнем развития практики социальной работы.

Клиническая модель групповой социальной работы базировалась на двух доминантах, используемых в групповой работе: средствах и контексте. Для данной модели характерен определенный технологический подход, включающий в себя такие элементы как контракт, план лечение, формирование группы, развитие группы, оценка и завершение.

Модель взаимодействия состоит из элементов взаимной помощи, оказываемой членами группы в процессе групповой динамики.

На схеме показано различие групповой работы в пределах их моделей.

Модели социальной групповой работы

  Модель социальных целей Клиническая модель Модель взаимодействий
Тип сервиса Социализация и потребление Интеграция и адаптация Адаптация, социализация, интеграция, потребление
Роль социального работника Помощник Агент взаимодействия Посредник
Образ члена группы Участник, гражданин, Возмущенный, руководитель Девиант, представитель какой-либо малой группы Эго и альтер – эго
Тип деятельности Широкий ряд деятельностей и задач, включающий в свой состав работу в микросоциуме Использование директивных и не директивных средств влияния, включающие в свой состав добавочные средства группы Обручение членов группы процессом интерперсональных отношений
Необходимые умения Программирование Интервенции в групповом процессе, достижение специфических целей Категоризация и диалог
Теоретическая база Эклектическая теоретическая база Социальная ролевая теория, социобихевио-ральная теория, эго-психология, групповая динамика Системная теория и теория поля
Цель группы Социальное сознание и социальная ответственность Лечение социальной дисфункции и специфических поведенческих взаимодействий Достижение обоюдной помощи системы; Начальные, но специфические цели

Основные цели социальной работы в группах

Группа в своем единстве представляет собой интериоризированное Я личности клиента, где разрозненные проблемы, индивидуальные персонализированные смыслы отдельных членов группы приобретают некую целостность и отстраненность. В процессе групповой деятельности происходит осмысление личностных нужд и потребностей, вырабатывается имплицитная концепция в логике целей и задач последующих встреч, намечаются принципы и методы самопомощи.

Рассматривая специфику социальной помощи индивиду через возможности группы, Х. Перлман писала: "Сегодня индивид становится членом какой-либо группы, чтобы решить свои "особые", значимые проблемы и установить особые отношения".[120] Анализируя состояние социальной групповой работы, она выделяет главные цели, к ним она относит: " снятие" проблем и стрессов клиента.

Целевые установки в практике групповой социальной работы связаны с учетом целей используемого метода групповой работы, тех задач, которые стоят перед группой в решении их проблем. Однако можно отметить, что на основе классификации групп в теории социальной работы разрабатываются подходы к целевым установкам. Причем, подходы к целям в групповой социальной работе имеют отличия от целевых подходов в групповой психотерапии.

В таблице показаны различные целевые подходы, используемые в социальной работе и групповой психотерапии:

Социальная групповая работа (Papell and Rothman) Групповая психотерапия
1. Индивидуальная оценка (фостерские группы, работа с обидами пожилых людей и т.д) 1. Индивидуальное самочувствие (группы личностного роста)
2. Индивидуальная поддержка и обслуживание (поддержка групп не способных к самообслу-живанию, групп испытывающих трудности в социальных обстоятельствах и т.п.) 2. Возможность самореализации (группы роста)
3. Индивидуальное изменение - Социальный контроль (профилактическая работа с группами сексуальной агрессии и.т.п) - социализация (работа с группами по формированию социальный навыков для проживания в микросоциуме и т.п.); - Межличностное поведение (группы личностного роста) - Индивидуальные ориентации и ценности (групповая работа, направленная на изменение ценностных ориентаций и т. п.) - материальные обстоятельства (групповая работа с безработными, получающими пособие и т. п.) - Личностная защита (групповая работа с меньшинствами) - личностный рост и развитие (Т- группы) 3. Межличностное развитие и самоактулизация (группы встреч )
4.Образование, информирование, тренинг (правовые группы, образовательные группы и.т.п.) 5.Увеличение потенциала зрелости (гештальтгруппы)
1. Досуг / компенсация (группы развития, досуговые группы и т.п.) 6.Осознание личностных целей (психодрама)
2. Посредничество между личностями и социальными системами (посредничество между группами, агентствами, сервисом и т.п.) 7.Расширение сферы осознания индивидуумом организмических ощущени (группы телесной терапии)
3. Групповое изменение и /или поддержка (группы работы с семьей, группы коммуникативной компетенции и т.п.) 8.Расширение сферы человеческих отношений и переживаний (группы танцевальной терапии)
4. Изменение окружающей среды (групповая работа по изменению окружения жизненного пространства клиента) 9.Освобождение от конфликтов и сильных переживаний ( группы терапии искусством, Т- группы)
5. Социальное изменение (групповые цели связаны с социальным и политическим взаимодействием группы и институтов и т.п.) 10.Овладение навыками межличностного общения (группы тренинга умений)

Исходя из того, что социальная групповая работа направлена на расширение жизненного пространства клиента, осознание и приобретение им социальных и жизненных ценностей, улучшение социального функционирования к основным целям социальной групповой работы можно отнести:

- посреднический обмен между клиентами;

- общение;

- самоосознание существующих проблем;

- реалистичное оценивание своих проблем;

- принятие социальных норм и ценностей.

Стадии развития групповой работы

Групповая работа имеет определенные фазы своей активности, каждая из которой несет свою организационную и терапевтическую нагрузку. Имеется различная периодизация группового развития, одну из такой в социальной работе была предложена Г. Конопкой[121].

Процесс помощи в групповой интервенции осуществляется через следующие стадии:

1 этап - целенаправленное, теплое, понимающее профессиональное взаимодействие между профессиональным социальным работником и членами группы;

2 этап- управление групповым процессом, осуществление взаимодействия между всеми членами группы;

3 этап – установление вербальной коммуникации между членами группы;

4 этап – установление невербальной коммуникации между членами группы;

5 этап - целенаправленный выбор и создание членами группы необходимой терапевтической среды.

Вместе с тем, можно отметить, что стадии работы с группой выделяемые современными исследователями Maier, Trecker, Sarri и Galinsky и другими, имеют общие подходы, несмотря на терминологические и структурные различия. Таким образом, основные стадии группового развития можно представить в виде следующей обобщенной схемы:

1. Стадия ориентации – клиенты осознают себя в качестве члена группы, происходит выбор ролей, ориентации в складывающейся ситуации, проявляются определенные страхи перед неизвестными формами взаимодействия, на этой основе формируется «псевдосплоченность».

2. Стадия власти – оформляются роли в группе, идет борьба за лидерство, растет сопротивление, может распространяться агрессия к одному из членов группы, оформляются нормы и ценности при непосредственном участии группы.

3. Стадия переговоров – происходит структурирование группы, оформляется групповая позитивная сплоченность, совместно вырабатываются цели, роли и задачи группы, отмечаются сходные проблемы и эмоциональные переживания.

4. Функциональная стадия – стадия активно работающей группы, заинтересованность в разрешении проблем, поддержка членов группы друг друга, искренность и спонтанность характерные тенденции группового развития, стадия принятия решения.

5. Стадия распада группы – ситуация при которой отдельными членами группы и группой в целом происходит осмысление и решение своих проблем, формулируется задача о необходимости окончания совместной групповой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: