Очевидным является факт, что предметом грузовых перевозок является груз. Все перевозимые товары именуются грузом с момента принятия их перевозчиком и до момента сдачи получателю.
Ассортимент перевозимых товаров крайне велик. Поэтому для упрощения соблюдения всевозможных условий, предъявляемых к проведению погрузочно-разгрузочных работ, промежуточному хранению и, непосредственно, транспортированию грузов важна классификация грузов.
Классификация грузов производится по различным признакам:
· способ погрузки и выгрузки;
· условия перевозки и хранения;
· возможность использования грузоподъемности подвижного состава;
· сохранность грузов при перевозке;
· степень опасности при погрузке, транспортировании и выгрузке.
По способу погрузки и выгрузки грузы делятся на:
- штучные – это грузы, характеризующиеся габаритными размерами, формой и массой и принимающиеся к перевозке и сдающиеся получателю по объему и массе либо по количеству грузовых мест;
- навалочные – грузы, допускающие погрузку и выгрузку навалом, т.е. выдерживающие падение с высоты, и учитывающиеся также по массе и объему;
|
|
- наливные – это тип грузов, характеризующийся жидким или полужидким состоянием: нефть и нефтепродукты, кислоты, минеральные и растительные масла, сжиженные газы и прочее.
По условиям перевозки и хранения грузы делятся на:
- обычные, т.е. не требующие для погрузки-выгрузки, складирования и перевозки специальных условий, которые спокойно можно перевозить на бортовых автомобилях;
- специфические, требующие особых мер по сохранности и безопасности при транспортировке, хранении и погрузке с разгрузкой. Специфические грузы в свою очередь подразделяются на:
- грузы, требующие соблюдения санитарных условий (продовольственные товары), антисанитарные (ассенизационные и пылящие грузы), скоропортящиеся, перевозка которых может осуществляться только в машинах, имеющих специальное оборудование для поддержания соответствующих температур;
- грузы большой массы – масса отдельных мест которых превышает 250 кг (для катаных грузов 400 кг);
- длинномерные грузы, габаритная длина которых превышает размеры стандартного поддона размерами 1200 × 1600 мм;
- негабаритные грузы, ширина которых больше 2,5 м или высота которых больше 3,8 м, либо больше чем на 2 м выступающие с заднего борта автомобиля;
- опасные грузы.
По степени сохранности при перевозке различают грузы:
- требующие особых условий хранения (взрыво- и огнеопасные, электроника, стекло);
- требующие условий сохранности (мебель, строительные конструкции);
- не требующие условий сохранности (металл, земля, песок).
|
|
В зависимости от объемной массы – максимально возможного использования грузоподъемности подвижного состава, которое определяется коэффициентом использования грузоподъемности (КИГ) – γ, выделяют четыре класса грузов:
1 класс – γ = 1,0;
2 класс – γ = 0,71-0,99;
3 класс – γ = 0,51-0,70;
4 класс – γ = 0,40-0,50;
КИГ определяется как отношение массы груза, фактически размещаемого в кузове автомобиля, к его номинальной грузоподъемности. Классы грузов помещены в приложении к Правилам автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 970 (далее – Правила перевозок грузов).
По физическому состоянию грузы делятся на: твердые, сохраняющие свой объем в процессе перевозок; жидкие и криогенные, обладающие текучестью; газообразные.