Стремление к успешному бизнесу побуждает организации предпринимать различные меры в целях повышения характеристик этичности поведения служащих и администрации. К таким мерам относятся: разработка этических нормативов, создание комитетов по этике, проведение социальных ревизий и обучение этичному поведению.
Этические нормативы описывают систему общих ценностей и правила этики, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники. Этические нормативы отражают цели организации и способствуют созданию нормальной этической атмосферы как внутри организации, так и в отношении с внешним окружением.
Многие фирмы и компании сводят разработанные нормативы в этические кодексы для своих служащих. При этом они исходят из того, что высокие этические стандарты обеспечат высокие прибыли для бизнеса; честное и справедливое отношение к служащим, поставщикам, клиентам, партнерам ведет к более стабильной, долгосрочной и более прибыльной деятельности.
С другой стороны запрещенными этическими нормами считаются: взятки, вымогательство, подарки заинтересованным лицам, мошенничество, использование информации, полученной в доверительной беседе, противоправные действия в интересах фирмы и др.
|
|
Большое значение для сохранения этической атмосферы в коллективе придается разбору конфликтов, которые возникли из-за нарушений этики и разрешение которых требует соблюдения этических норм. Чаще всего это касается проблем протекционизма, дискриминации, фаворитивизма и несправедливого отношения к служащим.
Комитеты по этике создаются для оценки повседневной деятельности с точки зрения этики. Как правило, членами комитета являются руководители высшего звена. Иногда комитеты заменяют на специалиста по этике бизнеса, в функции которого входит выработка суждения по этическим вопросам, связанным с деятельностью организации.
Социальные ревизии проводятся с целью оценки и составления отчётов о социальной отдаче действий и программ организации, то есть уровня социальной ответственности.
Обучение этичному поведению руководителей и рядовых сотрудников предполагает знакомство с этикой бизнеса, повышение восприимчивости к возможным этическим проблемам организации и т. д. В западных странах с конца 1970 годов бурно развивается предпринимательское образование. Деловая этика включена в программы школ бизнеса, колледжей, институтов и университетов.
Изучение этики предпринимательства имеет особое значение и актуальность. Хорошая ориентация в этих вопросах обеспечит эффективность и надёжность осуществления коммерческих намерений во всех сферах предпринимательской деятельности и оградит от возможных проблем.
|
|
Вопросы для контроля самоподготовки:
1. Раскройте суть этических норм предпринимательской деятельности.
2. В чем состоит особенность управленческой этики?
3. Какие факторы положены в основу этических требований к современному менеджеру?
4. Охарактеризуйте этическую сторону взаимоотношений предпринимателя и потребителя, партнера, конкурента?
5. Перечислите этические критерии цивилизованного предпринимателя.
6. Назовите и охарактеризуйте существующие меры повышения характеристик этичности поведения в организациях.
Л1ТЕРАТУРА
- Украина. Законы. О защите прав потребителей: Закон // Новое в законодательстве Украины о предпринимательстве X.: ООО "Одиссей", 1998. -С. 110-133.
- Украина. Законы. О лекарственных средствах: Закон // Голос Украины. – 1996. -7 мая.
- Украша. Закони. Про рекламу: Закон // Вщомосп Верховно!' Ради Украши. - 1996. №39-С. 181.
- Авиценна. Книга знания. -М.: Эксмо-экспресс, 1999. -749с.
- Брилева H. I., Глонь 3. I., Омельченко О. Г. Професшна етика в аптеках Харкова // Фармац. журн. – 1978. – № 2.
- Бэкон Френсис. Жизнь. Мировоззрение. – Мн.: Современное слово, 1998. – 350с.
- Верхан П. Х. Современное предпринимательство: этика и успех // Человек и труд. -1994. – № 5. – С. И9-124.
- Вогел Д. Деловая этика // Америка. -1992. – № 430. – С. 3-8.
- Грандо А. А. Врачебная этика и медицинская деонтология. – 2-е изд., перераб. и доп. – К.: Вища шк., 1988. -192 с.
- Ю. Губський I. M. Деонтологія у фармації // Фармац. журнал. – 1978. – №2.
- Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. -М.: Гардарики, 1999. -470с.
- Дорофеева Т. А., Смирнова О. Б., Эльящевич Е. Г. Нравственный аспект работы провизоров и фармацевтов // Фармация. – 1991. – № 1. – С. 52 -53.
- Журавель В., Журавель В. Деловая этика и этикет врача-менеджера и предпринимателя // Лши Укрши. -1999. -№10. -С. 21-23.
- Кузин Ф. А. Культура делового общения. Практическое пособие для бизнесменов. – 4-е изд. – М.: "Ось-89", 2000. – 240с.
- Лебедева ММ. Вам предстоят переговоры. -М.: "Экономика", 1993. -234с.
- Малахов В. Етика: Курс лекцій. Навч. посібник. – 2-й вид., перероб. i доп. - К.: Либідь, 2000. – 384 с.
- Матвеев В. Р – Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. – М.: Медицина, 1984. – 176 с.
- Міжнародні етичні принципи фармацевтів // Еженед. Аптека. – 2001. – № 20.
- Пенфилд У. Гиппократ. – М.: Армада, 1997. -394с.
- Скирбек Гуннар, Ниле Гилье. – М.: Владос, 2ООО. -798с.
- Смирнова Ракитина. Повесть об Авиценне. – М.: Армада, 1997. -442с.
- Соловьев Э.Я. Современный этикет. -М.: Ось-89, 20О0. -2О8с.
- Соловьев Э.Я. Этикет делового человека. -Минск: АСАР, 1994. -198с.
- Сгашоза Бенидикт. Об усовершенствовании разума, – М.: Эксмо-экспресс, 1998. -862С.
- Спиркин А. Г. Философия. -М: Гардарики, 1999. -815с.
- Уткин ЭЛ. Этика бизнеса. -М.: Зерцало, 1998. -253с.
- Хайдеггер Мартин. Мысли. Постулаты. Афоризмы. Философские интерпретации. Тезисы. – Мн.: Современное слово, 1998. – 382с.
- Холопова Т. И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. -М.: ИНФРА-М, 1995. -257С
- Эльяшевич Е. Г. Фармацевту о деонтологии. – Мн.: Высш. школа, 1982. – 88 с.
Навчальне видання
Мнушко Зоя Миколаївна
Діхтярьова Надія Михайлівна
Черноброва Ніна Віталіївна
Хименко Сергій Валентинович
ФАРМАЦЕВТИЧНА
ЕТИКАIДЕОНТОЛОПЯ