Базовые понятия этики бизнеса. Управленческая этика

Этика предпринимательства служила объектом изучения издавна. Бизнес трактовался как одна из сфер человеческой деятельности. Во все времена особое внимание уделялось ключевому элементу предпринимательства – бизнесмену, тем этическим устоям, на которых он строит свое дело.

Достаточно сказать, что современные этические стандарты развитых рыночных отношений:

· равенство условий для всех участников хозяйственного процесса;

· не нарушающая требования справедливости конкуренция;

· зависимость экономического успеха исключительно от таланта, предприимчивости, прозорливости, знаний, а не от обмана, насилия, хитрости, уходят своими корнями в традиции римского права.

Цель бизнеса в Украине сегодня – не только получение прибыли и рост хозяйственных оборотов, но и способность выжить в условиях перманентного (лат. permanents – постоянный и непрерывный) кризиса.

Этика бизнеса – деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями.

Кроме того, соблюдение этики бизнеса делает его более эффективным и прибыльным, она помогает сохранить преданность клиентов. По подсчетам специалистов, удержать старых партнеров в 5 раз дешевле, чем завоевать благосклонность новых. В бизнесе существует правило: постоянно заботься о своих клиентах и сотрудниках, а рынок позаботится о тебе. Поэтому большинство деловых людей не жалеют денег, времени и сил на формирование этики и культуры фирмы, соответствующую подготовку ее работников.

Очень важна профессиональная репутация предпринимателя. Такую репутацию трудно приобрести. Утратить же ее можно мгновенно, зачастую из-за пустяка: не ответить вовремя на звонок или письмо, не послать факс, которого ждут, проявить невоспитанность. Для репутации важны и культура речи, и манеры, и одежда, и интерьер офиса, и многое другое.

Бизнесмены, как известно, в первую очередь – руководители. То обстоятельство, что результаты предпринимательской деятельности в условиях рынка зависят, прежде всего, от качества работы бизнесмена с человеческим материалом, находящимся в его распоряжении, предопределяет особую значимость этических факторов.

Сегодня наиболее эффективно такое управление, которое направлено на повышение роли трудового коллектива и отдельного работника. Оно считается нравственным, поскольку базируется на нравственных основах, на совокупности интересов, ориентировано на развитие человеческих отношений, в фундаменте которых заложены культура, свобода и инициатива.

В каждой компании формируется своя "философия" управления, отражающая уровень управленческой этики и культуры. Если сегодня в центре внимания находится человек, его личное достоинство, признание заслуг, максимальное использование его потенциала, то такое управление – самое современное, нравственное, этически корректное.

В сложившихся рыночных условиях бизнесмен, стремящийся эффективно управлять людьми, должен соблюдать этические требования, основываясь на следующих 10 факторах:

1) способность управлять собой;

2) четкие личные цели;

3) упор на постоянный личный рост;

4) умение решать проблемы;

5) изобретательность и способность к инновациям;

6) высокая способность воздействия на окружающих;

7) знание современных управленческих подходов;

8) способность руководить персоналом;

9) умение обучать и развивать подчиненных;

10) формировать и развивать эффективные рабочие группы.

Эти факторы обеспечивают основу для оценки менеджером своих возможностей.

Нравственное и моральное здоровье любого трудового коллектива, как правило, обеспечиваются этическими канонами менеджмента.

В последнее время проблемам административной этики, принципам и нормам нравственного поведения лиц, участвующих в управлении, уделяется особое внимание, в связи, с чем выделился такой вид профессиональной этики, как управленческая этика.

Управленческая этика – это совокупность правил и форм делового общения с людьми, которая позволяет выразить им уважение, способствует установлению между руководителем и подчиненными атмосферы взаимопонимания, доброго отношения друг к другу.

Во взаимоотношениях между руководителем и сотрудниками должна присутствовать атмосфера открытости и свободы общения, чтобы подчиненный не избегал встреч с руководителем, а хотел делиться с ним идеями, ощущал свою причастность к управлению организацией. В свою очередь руководитель не должен заниматься мелочной опекой, а должен больше доверять подчиненным, поощрять их инициативу.

Одним из принципов управленческой этики является справедливое вознаграждение наиболее успешных сотрудников, создание нормальных условий труда, профессионального роста сотрудников. Искусство работать с людьми – важное условие и обязанность руководителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: