Эмпирический период развития социальной психологии

Эмпирический период связан с необходимостью превращения социальной психологии в науку, обязательным атрибутом которой считался эксперимент. Но: идёт только исследование малых групп. Методы начинают носить прикладной, прагматический характер, т.е. решение практических задач в бизнесе, на производстве и пр. Практически отторгается идея о создании научной теории. Центр науки в 20-е гг. перемещается в США («центр социально-психологической мысли») и социальная психология становится практически только американской наукой.

Хронология:

- Первый этап (1897 – 1900): Первые социально-психологические исследования (США): о движущих факторах в кооперации (Триплет), о психологии религии (Старбак), о психологии рекламы (Джейл). Экспериментальное изучение социально-психологических явлений в группе (7-10 человек) – Мёде, Оллпорт, Бехтерев. Метод эксперимента, техника получения и обработки данных. Прагматическое, прикладное направление.

- Второй этап (1908) – первые руководства по социальной психологии - «Введение в социальную психологию» Мак-Дауголла и «Социальная психология» Росса.

Реальное становление социальной психологии – после 1-й мировой войны. Мёде, Оллпорт – влияние группы на поведение индивида. Выявление закономерностей социально-психологических процессов. Поведение определено: стимулами (бихевиоризм); бессознательными, иррациональными структурами (психоанализ); целостными структурами психики (гештальт-психология). Разработки теории группового поведения (Шериф, Ньюком, Уайт): социометрическое исследование групп, изучение «живых» групп в трущобах, социального влияния, внутригруппового взаимодействия, достижения групповых целей. Левин – направление «групповая динамика»: изучение групповой атмосферы, стилей руководства, стандартов группового поведения.

- Третий этап (после 2-й мировой войны): развитие теоретического и экспериментального знания; много новых направлений: необихевиористское, когнитивистское, психоаналитическое, интеракционистское, культурологическое и отечественное направления.

К началу 50-х гг. экспериментальный период заканчивается, вводится использование объективных методов и накапливается большой материал, который требует теоретического осмысления. В связи с этой потребностью созданы теории среднего уровня, которые не претендовали на обхват области всей науки; каждая теория была конкретна для определённой области и ограничивались ею. Позднее теории среднего уровня были обобщены по своим ориентациям.

Послед. четверть 20 в. – появление новых европейских теорий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: