Усиленно применялись в Японии; ими вызван успех японской промышленности в 70-80-х гг. Основа «японского опыта»:
- Тщательное изучение мотивов трудовой деятельности всех работающих,
- Создание таких условий, при которых каждый работник был бы кровно заинтересован в результате работы предприятия, в первую очередь – в качестве продукции.
Управленческо-воспитательные (активные) методы – анализ конкретных ситуаций; социально-психологический тренинг; деловые игры и т.д.
- Тренинг-группы (Т-группы): для повышения способности осознавать ситуацию, поощрения исследовательского отношения к действительности, создания атмосферы раскованности и свободы для искреннего и свободного выражения чувств, сосредоточения внимания.
- Группы обучения (С-группы): ориентированы на приобретение участниками каких-либо умений, обучение стратегиям взаимодействия.
- Группы встреч (Е-группы): имеют экзистенциальную направленность, рассматривают жизненные вопросы и проблемы и ориентированны на решение вопросов бытия и существования.
- Деловые, управленческие игры (операционные игры): имеют сценарий, правильные/неправильные решения, инструментальное обучение. Моделируют реальные производственные ситуации в упрощённом виде.
- Анализ конкретных ситуаций: разбор ситуаций с анализом ошибок, особенно типичных, поиск путей выхода и урегулирования; ознакомление с готовыми решениями, их анализ.